Posted 13 апреля 2021, 16:59
Published 13 апреля 2021, 16:59
Modified 30 марта, 11:55
Updated 30 марта, 11:55
Российские власти на полтора месяца, с 15 апреля по 1 июня, приостанавливают авиасообщение с Турцией. Это решение официально объясняется резким ростом заболеваемости ковидом в этой стране. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркивает, что это связано исключительно «с тревожной эпидемиологической ситуацией». Помимо Турции на этот же период прекращаются полеты в Танзанию.
Решение российских властей уже назвали очередным шоком для туристической индустрии. Жители России также раскритиковали инициативу властей в петиции, адресованной премьер-министру Михаилу Мишустину. Тем не менее, вопросы возникают насчет не только экономических, но и политических аспектов этого запрета.
С учетом того, что поток российских туристов, посещающих Танзанию невелик, а в Турцию на этот же период путевки забронировали примерно 500 тысяч российских граждан, у многих людей возникло впечатление, что Россия решила демонстративно наказать именно эту страну.
Своего рода подтверждением такой версии стало широко цитируемое сейчас высказывание вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева, который заявил, что отдых в Турции должен стать «морально невозможным» для россиян из-за той международной политики, которую проводят ее власти. Отказ от Турции стал бы «по-настоящему мощным ответом нашего общества на безответственные заявления лидера страны, приглашающей к себе на отдых россиян в расчете на их безоглядную любовь к теплому морю», — написал сенатор.
За что же Россия может наказывать Турцию? Наиболее очевидное предположение — Анкара встала не на ту сторону в противостоянии Москвы и Киева. Напомним, что за два дня до принятия решения о приостановке авиасообщения (действительно, весьма похожего на санкции), в Турции прошли официальные переговоры между ее президентом Реджепом Эрдоганом и главой Украины Владимиром Зеленским. В администрации турецкого лидера отношения между двумя странами недвусмысленно назвали «стратегическим партнерством».
По итогам этого визита, дабы уж совсем не выглядеть «ястребом» турецкий лидер сделал дежурное заявление о приверженности своей страны мирному разрешению украино-российских противоречий. По его словам, «Анкара выступает за скорейшее мирное разрешение разногласий между Россией и Украиной путем переговоров ради мира и безопасности в регионе».
Однако реальное содержание этих переговоров двух президентов очевидно не могло понравиться в Кремле. В совместной декларации по итогам этой встречи говорится, что Турция поддерживает стремление Украины вступить в НАТО. В очередной раз Эрдоган заявил, что «не признавать аннексию Крыма» это «принципиальное решение» Анкары.
Важным содержанием этих переговоров стало военно-техническое сотрудничество двух стран. По сообщениям СМИ, речь, в первую очередь, шла о строительстве кораблей класса «корвет», а также поставке ударных беспилотников Bayraktar. Также говорилось и о возможном взаимодействии в авиационной отрасли.
Тем не менее, по мнению военного эксперта Павла Фельгенгауэра, принятые российским руководством меры в отношении запрета на полеты россиян в Турцию стали результатом «комбинации факторов».
«Россияне поехали отдыхать в Турцию и повезли оттуда обратно ковид, поэтому есть прямой эпидемиологический смысл „прикрыть“ сейчас эту страну для отечественных туристов», — сказал эксперт «Росбалту». Вместе с тем он также признает, что, с точки зрения Кремля, «турки ведут себя нехорошо, поддерживая Зеленского, в том числе, и по вопросу о принадлежности Крыма, не говоря уж о том, что у нас с ними разногласия по Украине, Сирии и так далее».
Эксперт считает, что запрет авиасообщения с Турцией все же не следует напрямую связывать с обострением российско-украинских отношений на фоне участившихся обстрелов в Донбассе и концентрации российских войск вдоль границы с Украиной. «Появился такой хороший предлог (ухудшение эпидемиологической ситуации). Почему бы не совместить „полезное с приятным“?», — сказал он.
При этом, эксперт подтвердил свой предыдущий прогноз, согласно которому «с возможной войной и так все ясно». По его словам, «политическое решение (о возможности начала войны с Украиной) будет принято в мае, но реальные действия очевидны, подготовка идет массированная. Турции же при этом послали некий сигнал».
Президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов в комментарии для «Росбалта» также высказал точку зрения, что решение о приостановке поездок россиян в Турцию «было принято в связи с Украиной». «России не понравились конкретные действия Турции по отношению к Украине с точки зрения сближения их интересов и большего вовлечения Анкары в украино-российский конфликт», — пояснил он.
Политолог уверен, что запрет российского правительства на поездки россиян в Турцию стал «реакцией на конкретные договоренности, которые были достигнуты между Украиной и Турцией и недружественные (как считают в Кремле) действия последней».
Александр Желенин