Posted 10 апреля 2021, 07:36
Published 10 апреля 2021, 07:36
Modified 30 марта, 11:57
Updated 30 марта, 11:57
В российском обществе все еще очень странное отношение к злу: многие как будто верят, что если его не обсуждать и не анализировать, то оно исчезнет. И если искусство будет затрагивать исключительно возвышенные и благородные темы, то жизнь в целом наладится.
Но на деле культура является отражением социальных проблем и настроений. И когда общество стремится стереть и сгладить все неудобные, неприглядные и даже экстремальные темы в искусстве — это тревожный симптом.
Одним из его проявлений стала реакция на вышедший недавно сериал «Чикатило». Режиссер Сарик Андреасян даже вспылил и покинул студию радио «Комсомольская правда» после эфира с ведущей Еленой Афониной и депутатом Еленой Драпеко на тему «Нужно ли увековечивать образ преступников в культуре?»
Этот спор, по сути, оказался логическим продолжением скандала вокруг фильма Ксении Собчак о «скопинском маньяке» Викторе Мохове, после освобождения получившем возможность не только выступить на публике, но и улучшить свое материальное положение. Отвращение, которое вызвал хайп вокруг этой персоны, вполне можно понять. Однако стоит ли путать предоставление эфира ныне живущим преступникам с воплощением в культуре страшных и омерзительных образов из прошлого?
С творческой точки зрения к сериалу «Чикатило» может быть много вопросов. Поскольку в основе сюжета — реальные события, а значит никакой детективной загадки нет, создателям необходимо было сделать ставку на атмосферу, саспенс и психологизм. Главное чувство, которое должен вызывать преступник, — вовсе не любопытство к его биографии, а живой и ощутимый страх, когда чувствуешь себя на месте потенциальной жертвы.
Здесь как раз желательно забыть о зрительской осведомленности и взглянуть на главного персонажа глазами ничего не подозревающих детей и женщин, которые попались ему на пути: что в нем может насторожить, отпугнуть, послать спасительный сигнал, пока еще не слишком поздно? Или такие маньяки, которых безуспешно ловят годами, до совершенства оттачивают умение вызвать доверие и заманить в ловушку, а потому от жертвы не зависит ровным счетом ничего? Тогда остается надеяться лишь на правоохранительные органы, которые обязаны работать стремительно и оперативно. Но, увы, их успех напрямую зависит от новых улик, которые предоставит только очередное убийство…
И в «Чикатило» зритель наблюдает две линии: самого маньяка, ведущего двойную жизнь, и советской милиции, попутно с расследованием решающей свои внутренние проблемы. Несмотря на то, что в название сериала вынесено имя преступника, которого сыграл Дмитрий Нагиев, большая часть экранного времени отдана представителям закона. Среди них выделяются полковник Кесаев (Константин Лавроненко), капитан Витвицкий (Дмитрий Власкин) и старший лейтенант Ирина Овсянникова (Юлия Афанасьева). Нашлось место даже романтике, хотя в первых сериях она выглядит не слишком органично. В остальном будни милиции показаны не лучше и не хуже, чем в любом детективе или триллере, затрагивающем жизнь сонной глубинки, которую потрясла череда страшных преступлений.
А вот с маньяком все сложнее. Дмитрия Нагиева, конечно, нельзя назвать бесталанным актером, но у него устоявшийся имидж, сформированный прапорщиком Задовым, игрой «Большие гонки» и сериалом «Физрук». В роли Чикатило он не только эксплуатирует старые образы и приемы, но и очень сильно переигрывает. В сочетании с гримом персонаж получился настолько демоничным, что происходящее на экране не вызывает доверия: ну как человек с таким взглядом и мимикой мог работать школьным учителем, быть счастливым мужем и отцом — и долгое время ни у кого не вызывать никаких подозрений?
Конечно, изображать маньяка чересчур харизматичным, как, например, в фильме «Коллекционер» 1965 года, тоже не стоит — тем более что речь идет о реальных событиях, которые для кого-то до сих пор остаются травматичным воспоминанием. Главная задача — показать, что от тех, кто выглядит и ведет себя «как все», тоже можно ждать ужасных поступков.
Из минусов сериала, пожалуй, следует отметить акцент на натурализме, который порой выглядит чрезмерным, а также некоторую затянутость повествования — в частности, не обязательно было уделять столько внимания ложным следам, по которым шло следствие. Однако визуальные эффекты, цветовая палитра и напряженный звуковой фон удачно работают на жуткую атмосферу, зачастую делая это за актеров.
В целом же к вопросу о том, «нужно ли увековечивать образ преступников в культуре», стоит подходить корректно и без лишнего пафоса. Формат и задача сериала — не увековечить что-то, а привлечь внимание на определенный срок. Тем более что преступления Чикатило и так не забыты, а маньяки в целом — вечная проблема человечества.
Людмила Семенова