Posted 5 апреля 2021, 14:43

Published 5 апреля 2021, 14:43

Modified 30 марта, 11:59

Updated 30 марта, 11:59

Путин одобрил вызвавший критику закон о просветительской деятельности

5 апреля 2021, 14:43

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым закрепляется понятие «просветительская деятельность» в законе об образовании в РФ. Документ размещена на портале правовой информации.

Напомним, ранее закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Под просветительской деятельностью в законе предлагается понимать деятельность, «осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, направленную на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Устанавливается, что просветительскую деятельность осуществляют в России органы госвласти, иные госорганы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации. Такой деятельностью также будут вправе заниматься физлица, индивидуальные предприниматели и (или) юрлица при соблюдении ряда требований.

Не допускается использование просветительской деятельности «для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ», — говорится в документе.

Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок контроля за ней будут установлены правительством РФ.
Закон вступит в силу с 1 июня 2021 года.

В Совфеде призвали не нагнетать ситуацию в связи с принятием нового закона. «Очень многие тревоги и опасения в связи с принятием этого закона были разъяснены и сняты одномоментно», — заявила сенатор Лилия Гумерова. По ее словам, много вопросов вызывает не сам закон, а механизм его реализации. «Поэтому будут разработаны методические рекомендации, которые доведут до регионального и муниципального уровня, чтобы избежать негативной реакции и разных трактовок на местах», — сообщила Гумерова.

При этом в феврале россияне раскритиковали поправки о просветительской деятельности и потребовали снять их с рассмотрения. Соответствующая петиция была опубликована на портале РОИ.

Авторы обращения возмущены тем, что проект принимается без каких-либо корректировок, а критика научного сообщества проигнорирована. «Законопроект превратит Минпросвещения и Минобрнауки в главных модераторов просветительской деятельности. Лицензии на нее будут выдавать именно эти ведомства», — отмечено в обращении.

Авторы петиции со ссылкой на экспертов указали на ошибки и неприемлемые положения в тесте проекта. Так, просветительская деятельность в поправках в закону об образовании определена как «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность», но это слишком широкая трактовка, которая позволяет ограничить практически всю межличностную коммуникацию в России.

Кроме того, в определении «просветительской деятельности» указывается, что она направлена «на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции», но на практике распространять можно знания и опыт, а умения, навыки, компетенции формируются в процессе личностного и профессионального развития.

Поправки создают впечатление, что просветительская деятельность существует только в сфере образования, однако она является неотъемлемой частью информационной коммуникации публичной власти с гражданским обществом.

Эксперты уверены, что ряд положений поправок могут привести к нарушениям конституционных прав граждан на идеологическое многообразие, на свободное получение информации, а также противоречат ряду принципов, государственной политики. Также закон может явиться барьером при осуществлении научных и образовательных контактов, обмена передовым опытом между образовательными организациями и учеными.

От принятия поправок могут пострадать не менее 40 известных просветительских проектов — власти смогут серьезно ограничить их работу или вовсе потребовать от них закрыться, считают авторы петиции и призывают исправить ошибки авторов поправок, отрицающих межотраслевую правовую природу просвещения, или же вовсе снять эту законодательную инициативу с рассмотрения.

В марте Счетная палата дала отрицательное заключение на законопроект. Ведомство заявило, что его реализация приведет к ограничению деятельности организаций гражданского общества, передает «Интерфакс». Отмечается, что в отчете ведомства за прошлый год есть информация о заключении на законопроект, подготовленном СП, однако в перечне документов к законопроекту в базе Госдумы это заключение отсутствует.

Счетная палата назвала законопроект «избыточным законодательным положением», поскольку «запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой и др. розни» уже подразумевается статьей 282 УК РФ, где предусмотрено уголовное наказание за перечисленные действия.

Кроме того, по мнению СП, реализация законопроекта ограничит деятельность социальных некоммерческих организаций, дискуссионных площадок, клубов по интересам, культурных центров, сообществ, созданных по интересам и так далее. Также ведомство отвечает, что для реализации законопроекта потребуются дополнительные расходы бюджета, однако оценка указанных расходов не сделана, не определены их источники и порядок исполнения, что является нарушением Бюджетного кодекса РФ.

Подпишитесь