Posted 1 апреля 2021, 12:12

Published 1 апреля 2021, 12:12

Modified 30 марта, 12:01

Updated 30 марта, 12:01

«Никогда»: Онищенко назвал срок отмены масочного режима

1 апреля 2021, 12:12

Отказаться от ношения медицинских масок не получится уже никогда. С таким прогнозом выступил академик Российской Академии наук (РАН), депутат Госдумы, экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

По его словам, маски нужны не только для профилактики ковида, но и для профилактики того же гриппа. Он напомнил, что грипп «приходит каждую осень». Так что маски должны «стать элементом нашей культуры».

«Что такого? Непосильно искривляется позвоночник от тяжести? Почему бы не надеть маску, зачем ждать, пока заболеешь? Надо носить маски», — заключил Онищенко.

Напомним, ранее вице-премьер Татьяна Голикова предположила, что отказаться от масочного режима можно будет после достижения коллективного иммунитета к коронавирусу. По ее словам, она «очень надеется», что без масок получится снова ходить, когда «получим коллективный иммунитет», в том числе в результате массовой вакцинации.

В феврале сообщалось, что медицинские маски и перчатки в России приравняли к бытовому мусору. Это означает, чти маски теперь «официально» можно выкидывать в мусорки, хотя де-факто все и так это делали с самого начала масочного режима. Между тем экологи предупреждают: маска — это «сложный» мусор, если профильные структуры не займутся созданием системы утилизации таких отходов, Россия может просто «утонуть» в использованных масках.

В проблеме выброшенных масок разбирался «Знак». В день в РФ выпускают 5 млн масок, в конце концов все они оказываются на помойках. По данным российского отделения Greenpeace, за май 2020 года только в Москве образовывалось как минимум 18 тонн потенциально зараженных медицинских отходов, а в остальных городах России эти данные вообще никто не подсчитывал. Правильно утилизовать маски, чтобы не нанести вред окружающей среде, практически невозможно: они сделаны из спанбонда, нетканого материала из расплава полимера. При попадании в окружающую среду он через много лет распадается на микропластик, который никуда не исчезает и накапливается в почве, воде, живых организмах.

В Роспотребнадзоре проблему признают, но единственное, что пока советуют — класть использованную маску в плотный полиэтиленовый пакет и уже в таком виде выносить на помойку. Что будет с этим «отходом» дальше — никто не знает.

Эксперт проекта «Ноль отходов» организации «Greenpeace Россия» Дмитрий Нестеров рассказал, что ситуация с переработкой масок и перчаток в стране действительно сложная, но надежда на улучшение есть. Сейчас есть два способа утилизации масок и перчаток: сжигание с помощью автоклава и последующая дорогостоящая переработка материала. Проблема — в сложности и дороговизне такого способа. Выход экологи предлагают один: производить маски из более простых материалов, которые легче утилизировать и переработать.

Сегодня приемом и утилизацией масок, как и других медицинских отходов, активно занимаются в странах Европы, Таиланде, Индии, Китае. Хотя и в некоторых регионах России пытаются решать проблему. Так, в Москве, Московской и Иркутской областях начали создавать инфраструктуру для сбора от обычных граждан масок, перчаток и других медицинских отходов. Но целостной единой на всю страну системы до сих пор нет.

Подпишитесь