Posted 23 марта 2021, 15:58
Published 23 марта 2021, 15:58
Modified 30 марта, 12:05
Updated 30 марта, 12:05
Распространенная ситуация: управляющие компании выставляют астрономические счета собственникам, а те вместо ухоженных парадных получают разруху и растущие цифры в платежках. Однако попытка организовать ТСЖ может обернуться угрозами и поджогами со стороны широкоплечих громил. Многие сдаются и молчат, но что-то меняется — в россиянах просыпается самосознание.
Скандал с флером из девяностых разразился вокруг жилого комплекса «Английская миля» на Петергофском шоссе в Петербурге. Местных жителей, по их словам, караулят крепкие мужчины, на телефоны приходят эсэмэски с угрозами. Неизвестные обещают пустить в ход любые средства — и серная кислота не исключение. События закрутились сразу после того, как собственники решили отказаться от управляющей компании (УК) и взять судьбу дома в свои руки.
«В середине ноября 2020 года в чатах объявили о начале голосования, которое продлилось до 28 февраля. По его итогам мы собрали кворум и решили сменить УК на ТСЖ», — рассказала местная жительница.
Женщина уверена: именно после этого ситуация приобрела криминальный характер. А начиналось все просто — собственников не устраивали плесень на стенах, ржавая вода из крана и проблемы с вывозом мусора. В самой управляющей компании признаются, что жалобы поступали, но на этапе заселения — ничего нестандартного.
«Все обращения по срочному ремонту и по решению бытовых проблем обрабатывались незамедлительно. Кстати, дом введен в эксплуатацию менее двух лет назад, проблем с водой и светом нет, никакой ржавой воды быть не может, выполняется ежедневный мониторинг, мусор вывозится незамедлительно, уборка осуществляется постоянно», — рассказали в группе компаний «Содружество», куда входит УК «Экосити».
Обвинения в угрозах коммунальщики отрицают. По их мнению, жильцы решили организовать ТСЖ ради личной выгоды и теперь спекулируют.
«Представления об эффективном управлении они не имеют, в связи с чем намерены передать управление другой управляющей организации, за что и с нее получили вознаграждение. Никакие угрозы ничем не подтверждены, это только домыслы заинтересованных лиц. И их возможность пропиариться в СМИ. УК никакого отношения к происходящему не имеет», — заявил гендиректор Артем Матров.
Тем временем у Анны Эйснер, которая планировала стать главой независимого ТСЖ, сгорела машина. На ситуацию обратили внимание в Следственном комитете: глава ведомства Александр Бастрыкин поручил петербургским коллегам провести проверку. Версия о поджоге озвучивается обеими сторонами конфликта, и силовикам предстоит разобраться, кто перешел границу закона.
Каким бы вопиющим ни выглядел конфликт на Петергофском шоссе, случай этот — самый рядовой. Таким мнением с корреспондентом «Росбалта» поделились сразу несколько собеседников.
«К моему большому сожалению, подобные инциденты происходят регулярно, причем не только в Петербурге, но и в других регионах. В последнее время жалоб все больше. Думаю, в первую очередь это связано с недовольством качеством услуг управляющих организаций и завышенными платежками. В жильцах просыпаются собственники, которые задаются вопросом, кто в доме хозяин», — отметила руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль» в Петербурге Алла Бредец.
Слова эксперта подтверждает статистика. Россияне стали чаще жаловаться на управляющие компании. Не исключением оказался и Петербург. Так, по данным региональной жилищной инспекции, в 2018 году зарегистрировали около 38 тыс. обращений, а через год — 49 тыс. жалоб, что на 22% больше.
«Это самые высокие показатели за весь период деятельности», — отмечал замглавы государственного жилищного инспектора Петербурга Юрий Кузин.
В прошлом году цифры несколько снизились, но проблемы никуда не исчезли: просчеты в платежках, разбитые дворы, немытые лестничные клетки, дырявые трубы и недоступность управляющих компаний. Основная претензия жильцов — подделка протоколов общих собраний.
По мнению эксперта петербургского регионального отделения «Деловой России» Владимира Малашина, причин такой гражданской активности сразу несколько. Одна из них — произвол УК. Озолотиться на собственниках за счет подрядных работ не так трудно. С другой стороны, растет и сознательность граждан.
«Цифры в квитанциях все больше растут, а доходы — нет. Траты увеличились, в стране инфляция. Из-за пандемии многие и вовсе потеряли работу. Люди стали смотреть в платежку и анализировать, откуда такие суммы, и постепенно понимать, куда на самом деле уходят деньги», — подвела неутешительный итог Алла Бредец.
Избавиться от зазнавшейся управляющей организации не так просто. Желая найти другую, рискуешь поменять шило на мыло. Организовать же собственное товарищество собственников жилья — выход, но действенный в том случае, если УК позволит распрощаться с ней безболезненно.
«Проблемы начинаются уже на этапе созыва общего собрания, так как, решая создать ТСЖ, собственники тем самым лишают финансового обеспечения управляющую компанию. Особенно не хотят отдавать бразды правления те УК, которые ведают недавно построенным многоквартирным домом, ведь, как правило, они действуют от застройщика и, управляя многоквартирным домом, который несколько лет назад был введен в эксплуатацию, получают максимальную прибыль при минимальных затратах», — объяснила схему жилищный юрист Елизавета Карачевцева.
Чтобы создать ТСЖ, созывают общее собрание собственников, где должны высказаться «за» более половины жильцов. По мнению эксперта, это сложный юридический процесс, который на практике оборачивается махинациями с противоположной стороны. Так, УК может объявить альтернативный сход, проставить поддельные подписи в свою пользу и спокойно работать дальше, а точнее — бездельничать. Именно такие версии озвучиваются во время конфликта вокруг «Английской мили» в Петербурге.
«Как правило, жители идут в суд, чтобы признать протоколы недействительными. Попутно управляющая компания подписывает новый недостоверный документ. Иногда тяжбы длятся годами, приходится нанимать на собственные средства юриста. Это трудо-, финансово- и времязатратно. А управляющая организация, которая не желает уходить, тратится лишь на суды и другие финансовые риски не несет, поскольку за домом надлежаще и без того не следит», — рассказала представитель «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.
Спасение — в электронном голосовании, уверена эксперт. Однако практику эту организовали пока только в некоторых регионах, а россияне не всегда готовы осваивать технологии. В итоге остается кропотливо добиваться своего через бумажную волокиту.
«Если собственники помещений в многоквартирном доме сомневаются в результатах проведенного общего собрания и, например, уверены, что не участвовали в общем собрании, либо считают, что большинство голосовало против решения, а оно принято, это повод для обращения в суд за оспариванием такого решения согласно ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ», — объяснила жилищный юрист Елизавета Карачевцева.
Угрозы и избиения — еще один способ воздействия домоуправов на активных собственников. В этом случае решения два: смириться или действовать. Во втором случае придется обратиться за помощью к силовикам.
«Необходимо добиваться возбуждения уголовного дела в отношении виновных лиц», — уверен эксперт «Деловой России» Владимир Малашин.
Как отметила представитель «ЖКХ Контроль» Алла Бредец, на практике все не так радужно. Правоохранительные органы ведут себя неактивно и заявления «теряются». Сотрудникам прокуратуры и других ведомств нередко не хватает квалификации, чтобы разобраться в жилищных конфликтах, а общение с каждым собственником — энергозатратный процесс. Потому жильцам и приходится идти до конца, ведя с УК «войну протоколов».
«Нужно менять законодательство и правоприменительную практику, — считает Бредец. — Управляющие организации постоянно твердят, как им тяжело и еле выживают из-за необоснованных экономических тарифов. Но когда я вижу ожесточенную схватку за дом, который нередко находится в плачевном состоянии, я убеждена, что это выгодно предприятию. Собственники же предоставлены сами себе и вынуждены бороться в одиночку».
Никита Строгов