Posted 22 марта 2021, 12:54

Published 22 марта 2021, 12:54

Modified 30 марта, 12:05

Updated 30 марта, 12:05

Не всякая скромность украшает правительство

22 марта 2021, 12:54
Новые цели правительства РФ стали менее конкретными и менее амбициозными. Особенно это касается понятных и количественно измеримых целей в части уровня жизни населения.

Недавно правительство разработало «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года». Напомню, что немногим ранее президент издал указ об этих самых национальных целях, который скромно пересмотрел его прошлый аналогичный указ. Достижение большинства целей было передвинуто с 2024 на 2030 год, поскольку невыполнимость прежних планов к 2024 году стала очевидной. Сразу отмечу, что новые цели стали менее конкретными и менее амбициозными. Особенно это касается понятных и количественно измеримых целей в части уровня жизни населения. Так, к первому рубежному 2024 году вымирание населения России не прекратится. Даже с учетом притока мигрантов в 2024 ожидается снижение численности населения на 270 тысяч человек, и лишь в далеком 2030 она вырастет на скромные 54,7 тысячи. Не ожидается в трехлетней перспективе и роста продолжительности жизни (прорыв намечен позднее), а также снижения бедности. При этом на борьбу за увеличение продолжительности жизни по разным статьям бюджета планируется потратить почти 3 трлн. руб. за три года. Правда, на воспитание приверженности к ЗОЖ из них придется лишь по 200-300 млн руб. в год.

Отрадно, что на финансовую поддержку семей при рождении детей, включая материнский капитал, за ближайшие 3 года выделят почти 2 трлн руб. Правда, коэффициент рождаемости при этом по прогнозу все равно несколько снизится. Поддержание численности населения возлагается на приток мигрантов. Однако на их социально-культурную адаптацию и интеграцию будет выделяться лишь по 40 млн руб. в год, что едва ли всерьез поспособствует этой самой адаптации, и можно ожидать нарастания конфликтов коренного населения и мигрантов.

Доля бедных в 2024 все еще составит 10,4%, и лишь в 2030 она сократится до 6,5% (ранее этот рубеж нищеты планировалось достичь уже в 2024). Заметный рост намечен в основном в разного рода экзотических и не очень понятно как измеряемых характеристиках уровня жизни типа: «индекса вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (!) или числа посещений культурных мероприятий. Отвечающая за данное направление вице-премьер Татьяна Голикова должна обеспечить утроение такого рода посещений. Какие мероприятия являются культурными, в плане не уточняется. Она же обеспечит повышение «доли граждан Российской Федерации, вовлеченных в систему патриотического воспитания» с 17% в 2021 до 36% в 2030 году. Хочется надеяться, что это вовлечение не будет носить принудительный характер, включая приводы с участием полиции.

Некоторую оторопь вызывают мероприятия в рамках достижения национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов». Наряду с не бесспорным, но понятным вовлечением нескольких миллионов детей в «ЮНАРМИЮ», в плане есть такой загадочный пункт, как «численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения». Историческая память российского народа пробуждает ассоциации типа ГУЛАГа. Пугает, что к исходу срока планирования таким размещением предполагается охватить почти все население (140 млн человек).

После почти неуклонного падения с 2013 года реальных доходов населения (с учетом провального 2020 г. с падением на 3,5% общее снижение за 8 лет превысило 15%) правительство запланировало нам весьма скромный их рост к 2030 г. на 2,4-2,5% ежегодно. Легко посчитать, что лишь почти к концу планового периода удастся просто восстановить уровень реальных доходов 2012 года. Всего на борьбу с бедностью по разным каналам за 2021-23 годы планируется потратить около 21 трлн руб. Правда, более трети этой суммы уйдет на «повышение оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц». Какое отношение очередной рост зарплат «силовиков» имеет к борьбе с бедностью в плане осталось за кадром.

Справедливости ради должен отметить, что правительство планирует заняться проблемой мусора и выброса опасных загрязняющих веществ. Скачкообразный рост намечен в индексе сводном индекс обработки (сортировки), утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов. Смущает здесь только слово захоронение. Чем оно будет отличаться от привычных свалок и мусорных полигонов, ставших в последние годы поводом для серьезных и справедливых протестов граждан, из плана неясно. Не хочу обидеть авторов документа, но некоторые меры звучат как нечто среднее между фантастикой и анекдотом. Так, Рослесхозу предписано увеличить «поглощение лесами углерода» с 600 млн т в 2020 до 620 млн т в 2030 году. Так и видится начальник Рослесхоза, выезжающий в лес и командующий деревьям: всем поглощать углерод!

Испытываю искреннее любопытство, как ответственный по плану за это направление вице-премьер Андрей Белоусов обеспечит рост физического объема инвестиций примерно по 6% в год, учитывая, что никаких благоприятных изменений в инвестиционном климате правительство в последние годы не провело. С защищенностью собственности или налогами в стране лучше не стало, а про западные инвестиции в свете нарастающей волны санкций в краткосрочной перспективе можно забыть. Любопытно, что по строке «бюджетное финансирование по фактору «Развитие конкуренции»» в плане стоят прочерки, из чего следует, что конкуренцию будут, как и прежде, развивать «вербальными инвестициями». Впрочем, из короткого текста этой части плана можно сделать вывод, что упор по-прежнему будет сделан на государственные инвестиции, включая инвестпроекты госкомпаний. За ближайшие три года на госинвестиции предполагается потратить 3,1 трлн руб. Понятными и привычным мерами правительства станет очередной «перезапуск» институтов развития», деятельность которых в последние годы оказалась крайне неэффективной.

Моего университетского образования и даже звания профессора недостаточно для понимания и, соответственно, комментирования таких задач, как «достижение „цифровой зрелости“ ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления». Надеюсь, что их понимает вице-премьер Дмитрий Чернышенко, которому планом поручено обеспечить к 2030 г. эту зрелость на уровне 100%.

В плане вновь присутствует магическая цифра 25 млн человек. Но если в прошлых планах речь шла о численности высокопроизводительных рабочих мест, то теперь это численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

В рамках регионального аспекта плана обращает на себя внимание «Комплекс мероприятий, направленный на развитие Северного Кавказа». Он обойдется госбюджету более чем в 230 млрд руб. и даст скромное создание новых рабочих мест — более 20 тыс. единиц, что явно не решит проблему безработицы в этом регионе.

Даже из приведенных мной нескольких примеров видно, что план изобилует непривычными для такого документа экзотикой и креативом. Я бы даже подумал, что в нем есть элементы веселого стеба, если бы на плане не стоял гриф правительства РФ.

Подпишитесь