Posted 19 марта 2021, 12:45
Published 19 марта 2021, 12:45
Modified 30 марта, 12:06
Updated 30 марта, 12:06
Москва развернула крупнейшую в мире программу по сохранению исторического и культурного наследия. За 10 лет в городе отреставрировали 1578 зданий. Памятников, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, за это время стало в пять раз меньше.
Только в прошлом году специалисты восстановили 124 исторических здания. В их числе много знаковых: кинотеатр «Художественный», Северный речной вокзал, Жилой дом Наркомфина, Доходный дом купца Быкова на 2-й Брестской улице.
«В Москве продолжается масштабная программа реставрации памятников архитектуры. В настоящее время отреставрировано уже более 1,5 тысячи памятников. Это беспрецедентная программа по своим масштабам. Несмотря на экономические сложности, она продолжается, и в этом году будет отреставрировано около 100 памятников», — подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин.
Затраты на реставрацию государство делит пополам с частными инвесторами. Так, в 2020 году 35 зданий отремонтировали за счет московского бюджета, еще 27 — за счет федерального, в том числе МИД РФ и Министерства культуры, а остальные 62 — на деньги инвесторов и меценатов.
Иногда реставрации предшествуют противоаварийные работы. Их проводят, чтобы вывести здания из тяжелого состояния и подготовить к дальнейшему обновлению. В прошлом году таких зданий было 14. За последние три года от разрушения спасли больше объектов, чем за предыдущие семь лет.
С частными инвесторами город работает по программе «1 рубль за 1 квадратный метр». Власти передают в аренду аварийные памятники архитектуры, и после их реставрации ставка снижается до символической. Такая программа действует в столице с 2012 года. За это время в аренду передали 24 архитектурных памятника. Из них 20 уже отреставрировали. Одним из последних стал дом Наумовых-Волконских на Пречистенке, восстановление которого завершилось в начале 2021 года. Еще четыре памятника пока остаются в работе.
В этом году в мэрии планируют завершить реставрацию еще около сотни исторических зданий. В этом списке флигель Городской усадьбы Новикова — Давыдова первой четверти XIX века на улице Большая Ордынка, Городская усадьба Рахманова, Бухвостова, Сулимы, купцов Котовых на Болотной площади, Гимназия имени Медведниковых в Староконюшенном переулке, комплекс зданий Мариинского женского училища на Софийской набережной, Городская усадьба Соколовых-Сибиряковых в Вознесенском переулке, главный дом Усадьбы «Измалково» в поселении Внуковское, Воспитательный дом 1764–1770 годов в Китайгородском проезде.
Откроется после реставрации ГЭС-2 на Болотной набережной. Эта электростанция была построена в 1907 году по чертежам архитектора Василия Баширова. Она работала по назначению почти 100 лет, но в середине нулевых станцию закрыли. Теперь обновленное здание станет новым культурным пространством в центре столицы. В нем откроется музейно-образовательный комплекс «Дом культуры ГЭС-2», где будут мастерские, библиотека, концертный зал на 450 зрителей и классы для обучения искусствам. Как подчеркнул Сергей Собянин, ГЭС-2 станет одним из крупнейших культурных центров города, созданным на частные деньги. Монтажные работы в здании закончили еще в прошлом году, инженерные коммуникации провели, осталось только благоустройство, отметил градоначальник. Возможно, уже до конца года новый культурный центр примет первых посетителей.
Крупнейшей реставрационной площадкой все последние годы остается ВДНХ. За семь лет здесь отреставрировали 23 здания. Только в прошлом году завершилось обновление павильона № 29 «Цветоводство и озеленение». В этом году готовятся снова открыть павильоны № 1 «Центральный», № 5 «Физика» — бывший «Латвийской ССР», № 6 «Химия» — бывший «Литовской ССР», переданный сейчас Республике Абхазия, № 26 «Транспорт СССР» — бывший «Земледелие», № 30 «Микробиологическая промышленность» — бывший «Масличные культуры», № 15 «Радиоэлектроника и связь» — бывший «Поволжье».
После реставрации в павильоне № 15 можно будет увидеть потолочные росписи, которые были скрыты от глаз посетителей на протяжении больше 60 лет. Полотна были написаны неизвестным художником или коллективом авторов к открытию павильона «Поволжье» в 1954 году. Однако спустя пять лет павильон перепрофилировали и назвали «Радиоэлектроника и связь». Часть картин закрасили обычной водоэмульсионной краской, а часть зашпаклевали или покрыли побелкой. В плафонах повесили прямоугольные светильники, для крепления которых проделали отверстия в живописных полотнах. О росписи на потолках реставраторы узнали из архивных фотографий. Перед началом работ они провели небольшие пробные расчистки и действительно обнаружили фрагменты картин. К открытию павильона посетители смогут увидеть их в бывших залах Куйбышевской, Саратовской, Ульяновской областей, а также в зале, посвященном Чувашской АССР.
Но сохранение наследия — это не только реставрация памятников архитектуры, но и большая работа, связанная с археологическими исследованиями. За прошлый год московские археологи обнаружили больше 15 тысяч исторических артефактов — кладов, фрагментом древней керамики, предметов быта и детских игрушек. Среди исторических находок — монета Золотой Орды конца XIV-первой половины XV веков, фарфоровая посуда и парфюмерные флаконы XIX-начала XX веков, фрагменты глиняных игрушек XIX века. Также специалисты обнаружили и уже восстановили кожаную женскую туфельку с резным орнаментом первой половиной XIX века и несгораемый сейф московской фирмы Меллера. Вблизи Ростокинского акведука раскопали колодец, который был частью инженерной конструкции Мытищинского водопровода 1830 года. Этот кусочек столичной истории открыли для показа.
В своей работе по сохранению исторического наследия город тесно взаимодействует с общественными организациями. Совместно с проектом «Усадебные волонтеры» столичные чиновники провели семь выездов в городские усадьбы для ухода за памятниками. Регулярно проходят волонтерские акции по уходу за художественными надгробиями Введенского кладбища и уборке территорий Донского, Химкинского и Котляковского кладбищ. Вместе с НП «Российская ассоциация реставраторов» город стал проводить точечные работы, например, восстановил исторический облик скульптуры «Рабочий» на здании гостиницы «Пекин».
Ася Никитина