Posted 17 марта 2021, 19:53
Published 17 марта 2021, 19:53
Modified 30 марта, 12:07
Updated 30 марта, 12:07
Взаимная враждебность России и Запада достигла высот (или, точнее, дна), каких не было, пожалуй, в самые напряженные моменты «холодной войны». Даже президент США Рональд Рейган, который называл СССР «империей зла», не бросался такими громкими словами лично в адрес главы противоборствующего государства, как сделал в эту среду нынешний глава Белого дома Джо Байден. На этом фоне блекнет даже выпад со стороны британских политиков, которые демонстративно-унизительно вычеркнули Россию из списка «великих держав».
Следующим шагом США ввели очередные санкции против России, включив ее в список государств, с которыми полностью запрещена торговля оружием. РФ вызвала своего посла в США Анатолия Антонова в Москву для консультаций, «чтобы проанализировать перспективы отношений с Вашингтоном». При этом создается впечатление, что инструменты экономического и дипломатического давления практически исчерпаны. Что дальше? Похоже, остается только грозить друг другу «ракетной дубинкой».
На этом фоне обращает на себя внимание недавнее выступление министра обороны РФ Сергея Шойгу, который заявил, что в случае размещения Соединенными Штатами своих новых ракет в Европе, Японии или Южной Корее, Москва «ответит должным образом». О том, насколько далеко может зайти этот виток гонки вооружений, обозреватель «Росбалта» попросил рассказать военных экспертов.
«В некотором роде сейчас почти копируется история конца 1970-х годов, известная как «ракетный кризис в Европе». Тогда СССР разместил на своей европейской части новые ракеты «Пионер» (по классификации НАТО SS-20). В ответ в НАТО приняли «двойное решение» — продолжать переговоры по сокращению этих вооружений и одновременно с этим разместить в Европе американские ракеты «Першинг-2» и «Томагавк». В европейских странах тогда проводились шумные антивоенные кампании, но в итоге эти ракеты там все же появились.
Нынешнее заявление главы российского военного ведомства в большей степени преследует цель давления на страны Европы, Японию и Южную Корею, чтобы внести раскол между американцами и их союзниками. То же самое делал и СССР в 70-80 годы прошлого века. Так что мы видим повторение пропагандистских кампаний и элементы психологической войны советской эпохи.
Сейчас ракеты среднего радиуса действия, ранее запрещенные Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), из которого в 2019 году вышли и США, и РФ, в Америке уже создаются. Правда, американцы говорят, что эти высокоточные ракеты различного, в том числе и наземного, базирования, не будут ядерными. К размещению их подготовят через два-три года.
Российский ответ на это будет состоять в том, что на страны, где появятся такие ракеты, нацелят наше ядерное оружие. Путин в свое время заявлял, что мы не станем первыми размещать их. Правда, в НАТО говорят, что мы это уже сделали, имея в виду «Искандеры», находящиеся в Калининградской области.
Российский ответ на размещение неядерных американских ракет в Европе будет ядерным, потому что достичь американской точности мы не можем в силу нашего общего технологического отставания от США. Тут вступает в действие принцип: «Неточность наших ракет компенсируется мощностью боеголовок».
«Американцы после окончания «холодной войны» основной упор в развитии своего потенциала реагирования на перспективные угрозы делали на проблемы регионального уровня. Глобальное противостояние, как и биполярная система, тогда исчезли, и какими бы ни были отношения России и США, в них отсутствовали принципиальные расхождения, как это имело место в период «холодной войны».
Соединенные Штаты десятилетиями целенаправленно развивали свой потенциал систем региональной обороны с использованием высокоточного оружия атаки и защиты. Речь шла о региональных системах противоракетной обороны (ПРО).
С 2018 года США четко обозначили этап развития потенциала ядерного сдерживания на региональном уровне. Для этого им надо было расширить свои возможности использования ракет средней и малой дальности, как в ядерном, так и не в ядерном оснащении. Поэтому ДРСМД им мешал. Они нашли повод обвинить в нарушении этого договора Россию, вышли из него и теперь смотрят, где им целесообразнее развертывать подобного класса ракеты.
Для нас наибольшее беспокойство вызывает перспектива появления таких ракет в Европе. То, что они могут появиться здесь в неядерном оснащении — это наиболее вероятный вариант. Реально в Европе нет ситуации, которая требовала бы размещения таких ракет. Скорее всего, подобный сценарий будет использован для давления на Россию на переговорах по подготовке нового договора по ракетам.
Что касается индо-тихоокеанского региона, то здесь у американцев больше стремления иметь такой потенциал. Но это, в первую очередь, угроза для Китая. И если мы тоже будем разворачивать здесь свои ракеты, то для Пекина это станет непростой проблемой.
Что имел в виду в своем выступлении Сергей Шойгу в плане наших ответных мер, пока конкретно сказать сложно, но то, что мы развиваем свой потенциал возможного реагирования — это однозначно. Если события будут развиваться в направлении развертывания ракет средней дальности в обычном (неядерном) оснащении, то это будет нас вынуждать иметь готовность к нанесению упреждающего удара по этим объектам в самом начале возможного конфликта. И здесь уже можно говорить о наших перспективных гиперзвуковых системах типа «Кинжала», «Циркона» и так далее, которые позволяют наносить быстрые удары по таким объектам».
«Несколько дней назад в японской печати, без ссылки на источник, появились сообщения о том, что Вашингтон и Токио ведут переговоры насчет размещения новых американских ракет на японской территории. Но штука в том, что пока их в США нет. Они были уничтожены согласно Договору о ликвидации ракет средней и малой дальности.
Однако после того, как Вашингтон вышел из ДРСМД, американцы неожиданно быстро провели испытания подобной ракеты, что позволило российской стороне говорить, что Америка не случайно покинула этот договор, и что дело не в нарушениях его Россией, а в том, что им просто захотелось поставить на вооружение разработанные заранее ракеты.
Не вдаваясь в подробности этого спора, сегодня можно лишь уверенно констатировать, что пока на вооружении у американцев таких ракет нет и потребуется не менее двух-трех лет, чтобы они у них появились. Больше того, очень сомнительно, что они встанут на вооружение американской армии, поскольку со стороны США было много заявлений о том, что военной необходимости в этом нет.
Если говорить об азиатско-тихоокеанском регионе, то там американцам гораздо удобней размещать такие ракеты на морских носителях, для чего у них имеются гигантские возможности.
Что касается размещения таких ракет в Европе, то, по мнению западных контрагентов, Россия уже разместила их. Речь идет о ракетных комплексах «Искандер-М», оснащенных ракетами 9М729. Кроме того, на вооружении российской армии могут появиться гиперзвуковые ракеты наземного базирования».
Александр Желенин