Posted 17 марта 2021, 07:26
Published 17 марта 2021, 07:26
Modified 30 марта, 12:08
Updated 30 марта, 12:08
Любители заказывать из других стран товары по доступным ценам вскоре могут отказаться от своей привычки. Дело не в закрытии онлайн-магазинов, а в новом таможенном регулировании интернет-торговли, которое пока находится на уровне законопроекта. Если он будет принят, то стоимость каждой покупки вырастет на 5-20%, что больно ударит по кошелькам россиян.
Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является размер пошлин на товары с таких маркетплейсов, как iHerb, AliExpress, Ebay, Farfetch, Amazon.
Усиленное регулирование трансграничной электронной торговли началось несколько лет назад и было связано, по словам представителей власти, в первую очередь с защитой отечественных производителей. Эксперты же отмечают, что речь по сути идет о протекции российского традиционного ритейла и крупных интернет-магазинов, таких как Wildberries или Ozon.
Одним из первых шагов к снижению беспошлинных лимитов стало решение стран Евразийского экономического союза в 2017 году об обложении с 1 января 2019 года платежами товаров, приобретаемых в иностранных интернет-магазинах, на сумму более 500 евро (вместо 1000 евро). В 2019-м Минфин предлагал, чтобы пошлина платилась с товара дороже 50 евро, а некоторые представители отечественных торговых площадок просили снизить порог до 20 евро к 2021 году. В настоящий момент порог стоимости для беспошлинного ввоза в России составляет 200 евро, но Минфин заявляет о его дальнейшем движении.
Несмотря на позитивный настрой регулятора, ряд экспертов высказывают скепсис по поводу данных инициатив.
Например, генеральный директор еВау в России Илья Кретов считает, что введение нулевого порога затормозит развитие внутрироссийского рынка электронной коммерции и приведет к возникновению «неконтролируемых серых зон импорта» через государства Евразийского экономического союза.
Вместе с тем интерес к онлайн-ритейлу растет из года в год. Причем как к отечественному сегменту e-commerce, так и к международным маркетплейсам.
Ключевой вопрос, который необходимо решить для внесения изменений в таможенное регулирование, — на кого лягут дополнительные расходы из-за новых пошлин.
«В настоящий момент важно понимать, что единственным реальным плательщиком пошлины становятся российские граждане, вынужденные тратить больше средств при покупках из-за границы», — подчеркивает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, в России есть достаточно высокий спрос на товары с таких площадок, как eBay или AliExpress, где покупателю предоставляется гораздо более широкий выбор продуктов по выгодной цене.
Также, считает Сигал, многие россияне расценивают зарубежные маркетплейсы как удобный и выгодный способ получения целого ряда товаров повседневного спроса, которые просто не представлены на отечественном рынке ритейла. «Это связано с разными факторами — ценой, ассортиментом, доступностью логистики», — отметил он.
По данным AliExpress, за 2020 год общая аудитория маркетплейса в России составила 61 млн человек, а ежемесячно на площадке активны более 29 млн пользователей.
На сегодняшний день Минфин придерживается позиции, согласно которой снижение порога беспошлинного ввоза поможет наполнить отечественный бюджет. Но на деле выходит, что основную выгоду получат не российские покупатели, а офлайн-магазины и маркетплейсы страны. Более того, в условиях снижения реальных доходов граждан для многих покупка станет непозволительной роскошью.
По словам Павла Сигала, российский рынок интернет-торговли построен в основном на перепродаже продукции, произведенной на зарубежных предприятиях: электроники, бытовой техники, одежды и т. д. Сейчас до 80% ассортимента в отечественном ритейле составляют импортная продукция.
«Подавляющее количество российских ритейлеров берут оптом иностранные товары, перепродают их внутри страны, и на этом строится весь бизнес», — отмечает эксперт. По его мнению, сейчас отечественные продавцы жалуются на высокую себестоимость и, как следствие, высокую цену для покупателя — и просят поставить их в равные с зарубежными маркетплейсами условия. Однако фактически они сами покупают там свою продукцию, а потом предлагают россиянам платить за нее больше.
Как только товары из-за границы обложат дополнительными сборами, ритейл заберет аудиторию иностранных площадок себе, при этом продавая те же иностранные товары по любой цене, какую пожелает установить. Частично повышение цен поможет российским производителям найти новых клиентов. Но когда местные маркетплейсы монополизируют рынок, снизится конкуренция, а с ней — и качество товара, уверены эксперты.
Андрей Михайлов