Posted 14 марта 2021, 21:01

Published 14 марта 2021, 21:01

Modified 30 марта, 12:09

Updated 30 марта, 12:09

В ереванском воздухе витает слово «путч»

14 марта 2021, 21:01
Затянувшийся конфликт между правительством и генералитетом оставляет Армении минимум шансов на развитие и провоцирует захват власти военными.

Внутриполитический кризис в Армении, углубившийся после ее проигрыша Азербайджану в 44-дневной войне осенью прошлого года, стремительно набирает обороты. Этому способствуют спонтанные решения премьер-министра РА Никола Пашиняна и его «наезды» на высокопоставленных армейских чиновников, которые вроде как пытается «смягчить» президент страны Армен Саркисян, не имеющий, напомним, серьезных властных полномочий, поскольку Армения является парламентской республикой.

Очередной виток напряженности, который вскоре обещает стать пиковым, Пашинян породил сам, отправив в отставку сначала заместителя главы Генштаба Тирана Хачатряна, посмевшего назвать несерьезной критику премьера «не взорвавшихся» российских ракет «Искандер» во время карабахской войны. Высокопоставленные военные тут же потребовали отставки Пашиняна, на которую тот ответил увольнением начальника Генштаба Оника Гаспаряна, инкриминировав ему попытку государственного переворота.

Напомним, президент дважды не подписал проект указа об увольнении шефа Генштаба, однако он не стал его оспаривать в Конституционном суде, обратившись к нему лишь по вопросу легитимности положения закона о военной службе, регулирующего кадровые вопросы в армии.

И тут Пашинян на вакантную должность выдвинул Артака Давтяна, ранее со скандалом уволенного самим премьером с должности главы Генштаба. И президент снова, причем дважды, отказался подписывать проект указа о новом назначении.

Кто такой Давтян? Его отстранили от должности начальника Генштаба за организацию свадьбы сына в коронавирусный локдаун — во всяком случае, такова официальная версия. Вскоре он был назначен начальником военно-промышленного комитета при министерстве высокотехнологичной промышленности, но и тут не повезло — его отстранили от должности. И вдруг — такой взлет, вызвавший, как пишет Sputnik, «изрядную долю негодования» в среде отставных и действующих военных. Бывший глава Генштаба Мовсес Акопян назвал это кадровое решение «последним гвоздем в крышку гроба армянской армии». Повторное назначение Давтяна называют сугубо политическим: «Пашиняну нужен человек податливый, легко управляемый, а Давтян — один из таких людей».

Отметим, что все эти касающиеся армии события играют на руку многочисленной, хоть и разношерстной армянской оппозиции, преумножая ее претензии к власти.

Митинги с требованием отставки Пашиняна не прекращаются и зачастую перерастают в столкновения с полицией. Оппозиционное «Движение по спасению Родины» объявило о бессрочных акциях протеста — оно возвело баррикады и разбило палаточный лагерь около парламента. К переговорам с властями это движение не склонно. В Армении сейчас основным, но мало что решающим переговорщиком, выступает президент, встречающийся и с оппозиционными силами, и с Пашиняном. В минувшие выходные, по данным пресс-службы Саркисяна, он обсудил с премьером сложившуюся в стране ситуацию, пути разрядки обстановки и вопрос проведения внеочередных парламентских выборов. Впрочем, вся эта говорильня пока не дает никакого позитивного результата. Отставки Пашиняна требуют уже практически все политические силы.

И тут весьма силен фактор армии — проигранной войной с Азербайджаном очень легко спекулировать. Во внутриармянских разборках не умолкают споры, кто виноват в поражении, причем, ни Пашинян, ни Генштаб не берут на себя ответственность за «капитуляцию», а премьер пытается переложить ее на военных.

Вообще же, как считают многие армянские эксперты, после прихода к власти Пашинян постоянно пытается дискредитировать армию, демонстрируя при этом весьма слабые познания в сфере вооруженных сил. За последние три года в стране, находившейся практически в состоянии войны с Азербайджаном, сменились четыре начальника Генштаба. На удивление, имея в виду крайне сложный армянский внутриполитический контекст, армия не бунтовала. Но сейчас появились новые «обстоятельства», и сложно сказать, как она себя в них поведет. Тем более, что уже обозначились некоторые признаки подстрекательства военных к неповиновению.

Так, на недавней пресс-конференции для российских СМИ экс-президент Армении Роберт Кочарян заявил, что генералитет ведет себя слишком сдержанно в истории вокруг Генштаба. Вероятно, полагает он, генералы не хотят, чтобы их малейшие действия были восприняты как попытка военного переворота. Впрочем, отметил бывший глава государства, он не считает, что словосочетания «военный переворот» следует бояться. Кочарян пояснил, что военные перевороты в ряде стран привели к сохранению государственности и развитию экономики: в пример приведены Южная Корея 60-х годов минувшего века и Египет.

Требование Генштаба об отставке правительства Кочарян назвал «криком» о том, что власть мешает укреплению и восстановлению армии на системном уровне. А говоря о поражении Армении в карабахской войне он подчеркнул, что одной из ее причин стали постоянные информационные атаки на армию и генералов. «Власть должна быть прогнозируемой, понятной. Управлять страной в таком режиме невозможно. Случай с Генштабом свидетельствует о неутешительной ситуации в стране», — сказал экс-президент.

С последним утверждением сложно поспорить. Но что касается поражения в войне, в Армении, почему-то, все ищут виновных, но никто не говорит о том, что иного исхода априори не могло быть. По одной простой причине: армия Азербайджана, причем во всех отношениях, в разы боеспособнее армянской. Поэтому сейчас судить-рядить о том, почему пресловутый Генштаб своевременно не обеспечил вооруженные силы достаточным количеством бронежилетов, касок, не позаботился о тыловом обеспечении, не был подготовлен к участию в военных действиях турецких беспилотников и т. д. контрпродуктивно.

Прямой смысл имеет отставка правительства, внедрение в стране политической и правовой культуры, развитие экономики, сохранение суверенитета. А также идеологическая подготовка населения к мирной жизни и пониманию того, что реваншистские настроения в контексте карабахской проблематики обречены на провал и ведут к утрате армянской государственности.

Тут не лишне привести мнение первого президента Армении Левона Тер-Петросяна о поведенческой модели, избранной армией, и путях выхода из глубочайшего кризиса. Если коротко, он приветствовал «сдержанное поведение военных в ответ на призывы некоторых сил подстрекать их к неконституционным действиям» и заявил, что оно является «проявлением государственного мышления, честным стремлением уберечь страну от разрушительных потрясений». Разговоры о том, что военный переворот может стать позитивным путем к оздоровлению государства, экс-президент назвал «крайне опасными и достойным осуждения».

Как передает iLur.am, Тер-Петросян подчеркнул, что «главной и единственной причиной сложившейся взрывоопасной ситуации является болезненная привязанность человека, полностью провалившего свою миссию по управлению страной, и приведшего наш народ к унизительному поражению, к своему креслу, что чревато новыми и гораздо более болезненными угрозами».

Каков путь, предложенный патриархом армянской политики? Это смена власти конституционным путем, предпосылкой к чему должно стать безотлагательное достижение компромисса между властью и оппозицией: «Не считаю, что возможность для этого исчерпана, … оппозиция пока не перешла красные линии». Но в случае отклонения от конституционного пути у Армении, убежден экс-президент, «никогда не будет возможности стать нормальным и достойным государством».

И с этим тоже трудно поспорить. Предметом некоторого удивления может сейчас быть довольно странное поведение России, считающейся союзником Армении, и сыгравшей ключевую роль в соглашении, поставившем точку в Карабахской войне с возвращением Азербайджану оккупированных Арменией территорий. Москва — во всяком случае, так она заявляет, — не вмешивается во внутренние дела Армении, что, скажем прямо, ей не свойственно.

Вероятно, усилия Кремля направлены на то, чтобы неоднократно «проколовшийся» перед ним Пашинян сохранил свою власть и довел до конца реализацию вышеуказанного документа. Кроме того, в России явно опасаются военного переворота в Ереване, прихода к власти «ястребов» с попыткой возобновления вооруженных «вылазок» армян в Карабах и на освобождаемые территории. Надо думать, российское руководство решило дождаться, кто кого одолеет в Армении, и если «победитель» Москву не устроит, она вмешается в последний момент — так уже случилось в минувшем ноябре, когда азербайджанская армия практически разгромила противника в Карабахе и, при помощи Турции, могла зайти слишком далеко. Вплоть до границ страны, на территории которой, в Гюмри, дислоцирована военная база РФ.

Пока же далеко зашли в самой Армении. И, что особенно тревожно, события в этой стране действительно могут вылиться в нечто, близкое к военному перевороту. В своих стараниях очернить армию Пашинян этого не учел. Впрочем, как и многого другого.

Ирина Джорбенадзе

Подпишитесь