Posted 12 марта 2021, 05:40
Published 12 марта 2021, 05:40
Modified 30 марта, 12:09
Updated 30 марта, 12:09
Депутата одного из муниципальных округов Москвы Юлию Галямину 23 декабря 2020 года приговорили к двум годам условно по так называемой «дадинской» статье — «за неоднократное нарушение порядка проведения митинга». Поводом для возбуждения дела стала несогласованная акция против поправок в Конституцию 15 июля 2020 года, в которой Юлия приняла участие.
Уголовное дело было заведено на основании нескольких административных протоколов о нарушении на митингах и из-за призыва в соцсетях к участию в акции.
Как сегодня сообщила Юлия Галямина, следователи получили от социальной сети «ВКонтакте» данные о пользователях, заходивших на ее страницу.
Речь именно о посетителях страницы, а не о тех, кто совершил на ней какие-либо действия.
Адвокат Юлии Мария Эйсмонт говорит немного иначе: «В рамках расследования дела следствие получило от администрации „ВКонтакте“ персональные данные — телефоны, адреса электронной почты, IP-адреса — всех пользователей, которые не то чтобы пост написали, а просто поставили лайк под постом Галяминой. „Вконтакте“ все всегда сливает. Я всем своим подзащитным настоятельно рекомендую оттуда выпиливаться. В материалах уголовных дел постоянно всплывают данные из ВК…».
Здесь речь идет все-таки о людях, совершивших какое-то действие на странице в ВК Галяминой.
Администрация ВК ответило на претензии прямо под репликой Юлии Галяминой в Twitter, указав, что у них нет технической возможности собирать данные именно о посетителях страницы.
Юлия настаивает, что речь идет именно о ПРОСМОТРЕВШИХ ее публикации, и приводит официальный документ.
Фрагмент из документа выше.
Издание Insider приводит ответ пресс-службы «ВКонтакте», где повторяется утверждение о невозможности сбора данных о посетителях страниц.
«Для начала критически важно отметить — выдача данных о посетителях страниц невозможна. «ВКонтакте» нет функциональности «Гости страницы». Мы не собираем, нигде не отображаем и, соответственно, не передаём такие данные.
По требованию законодательства мы, как и любая другая компания, обязаны отвечать на законные запросы правоохранительных органов. При этом по закону мы не вправе не только раскрывать подробности о запросе, но и подтверждать сам факт его получения.
Но даже если получили, то его обработка происходила исключительно в рамках закона — после проверки всех необходимых требований к таким запросам.
Но, рассуждая теоретически, следователи могли самостоятельно изучить страницу пользователя. Она не закрыта настройками приватности, поэтому при просмотре страницы можно было определить всех, кто оставил комментарий или отметку «Нравится», а затем направить в наш адрес официальные запросы в установленном законом порядке уже в отношении этих пользователей.
И в таком случае мы также обязаны ответить на запрос, если он соответствует требованиям закона. При этом в абсолютном большинстве случаев правоохранительные органы не сообщают нам конкретные обстоятельства уголовных дел — такого требования законодательство не содержит».
«ВКонтакте» давно обвиняют в тесном сотрудничестве с «силовиками». Причем, как утверждается в нескольких судебных исках, соцсеть раздает им данные пользователей порой без соответствующих правовых оснований.
Так, 30 октября 2018 года жительница Уфы Лилия Чанышева обратилась в Смольнинский суд Санкт-Петербурга (по месту «прописки ВК») с иском к «ВКонтакте». Она требовала признать действия администрации соцсети незаконными, а также присудить ей компенсацию в размере 100 тыс. руб. ВК передел ее данные в башкирским полицейским.
«Основная цель — привлечь „ВКонтакте“ к ответственности, чтобы остудить пыл этой соцсети в части незаконного слива личной информации и частной переписки как в отношении меня, так и в отношении других пользователей в будущем», — говорила Чанышева в разговоре с изданием «Проект».
В марте 2019 года сторонники Алексея Навального и координатор движения «Голос» в Татарстане подали иск в суд о взыскании с социальной сети «ВКонтакте» 400 тыс. руб. за разглашение их персональных данных сотрудникам полиции.
Как писал «Коммерсант», заявители утверждали, что запросы силовиков были незаконными, поскольку передача им IP-адресов возможна только с разрешения суда, которое не было предоставлено. Цель иска — прекратить практику соцсети разглашать личную информацию пользователей «любому полицейскому».
То же издание «Проект» рассказывает еще более интересный случай. Весной 2016 года националистку Дину Гарину приговорили к полутора годам условно за публикацию в сообществе «Русские в СПб» «против людей определенной национальности». Отправной точкой стал пост активистки о праздновании Курбан-Байрама в сентябре 2015 года.
Центр по противодействию экстремизму, как пишет «Проект», запросил у «ВКонтакте» информацию о том, с какого IP-адреса были размещены материалы. Ответ полицейские получили на электронный почтовый ящик cpegumvd@mail.ru. Понятно по домену mail.ru, что это никакая не официальная почта МВД. На этот адрес зарегистрирован аккаунт в социальной сети «Мой мир@Mail.Ru», где в качестве аватара использовался портрет Лаврентия Берии.
Можно еще вспомнить историю жительницы Барнаула Марии Мотузной и ее уголовное дело за мемы в 2018 году. При этом все картинки, проходящие по делу, были на давно удаленной странице. ВК передало органам следующую информации Марии: адрес ее личной страницы, дату создания страницы, телефон и электронную почту, IP-адреса, с которых она заходила на страницу, дату и время входа на страницу, историю изменений пароля, имени пользователя, прикрепленного номера телефона, историю обращений в службу поддержки «ВКонтакте» и историю блокировок за спам.
Как сообщает центр «Сова» (российские власти внесли его в список «иностранных агентов») в 2020 году им известно о 99 приговорах, вынесенных за «экстремистские высказывания». Поводом для большинства дел стали материалы, размещенные в интернете — 87 из 99 или 87%.
И большинство из них — в социальных сетях — 84 («ВКонтакте» — 36, Facebook — 2; Instagram — 3; «Одноклассники» — 1, неуказанные социальные сети — 42 (в «Сове» считают, что это тоже ВК);
в мессенджерах — 2 (WhatsApp — 1);
в видеоканале YouTube — 2;
в блогах — 1;
не указывалось, где именно в интернете — 12.
И это только уголовные дела, есть еще и административные — по статьям КоАП. Их обычно на порядок больше.
За последние годы большинство уголовных и административных дел в России против пользователей соцсетей были возбуждены именно против пользователей ВК. В виртуальном мире все чаще можно встретить такие прозвища соцсети как «ВКонтакте с ФСБ» или «ВКонтакте с товарищем майором».
Неудивительно, что новые высказывания о тесном сотрудничестве соцсети с «силовиками» Юлии Галяминой и ее адвоката породило новую волну призывов отказаться от пользования российскими соцсетями вообще и ВК в частности.