Posted 12 марта 2021, 14:39
Published 12 марта 2021, 14:39
Modified 30 марта, 12:09
Updated 30 марта, 12:09
После примерно двух месяцев весьма противоречивых слухов, глава государства официально дал старт подготовке своего послания Федеральному собранию. Не секрет, что готовить это выступление начали гораздо раньше, только вот никак не могли определиться не только с датой, но и с содержанием.
В любом случае теперь понятно, что до осени или зимы Кремль тянуть с посланием не станет. Президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков сообщил журналистам, что выступать Владимир Путин будет еще перед нынешним составом нижней палаты Федерального собрания, то есть Госдумы. А значит, это событие состоится не позже начала сентября.
Близкие к Кремлю телеграм-каналы уже написали, что событие планируется, скорее всего, на вторую неделю апреля. Почему именно так — не вполне ясно. Тут есть варианты. Самый простой — до этого просто не успеют. Судя по слухам, которые ходили раньше, Путин намерен много говорить о социалке, а значит, будет опять раздавать населению какие-то деньги. Для этого правительству вначале надо аккуратно посчитать, что может себе позволить заметно отощавший за последний год российский бюджет. Красиво это называется «Единый план по достижению национальных целей».
Также можно предположить, что большая часть выступления будет адресована Западу. Такие слухи тоже ходили в феврале. Тогда желательно, чтобы речь прозвучала уже после пасхальных каникул в США и Евросоюзе — когда там будут готовы внимательно выслушать российского лидера и сделать оперативные выводы.
Для самих россиян, очевидно, предпочтительнее был бы первый вариант. Потому что второй автоматически означает, что Владимир Путин бросит новый вызов «зарубежным партнерам». Внутри страны это сразу же отзовется очередным закручиванием гаек и гонениями на инакомыслящих.
Снаружи это приведет, скорее всего, к очередным санкциям. Причем, на этот раз, вероятно, секторальным — против отдельных отраслей российской экономики. Это ударит уже по всему населению, а не индивидуально по «друзьям Путина». Персональные санкции ЕС и США вводили против России совсем недавно, а Евросоюз, как ходят слухи, еще раз дополнит их 22 марта. На этот раз не «за Навального», а куда шире — за нарушение прав человека.
Если и после этого Путин все еще будет резок в отношении Запада, евробюрократии уже не удастся в третий раз уклониться от введения серьезных санкций. Впрочем, все же логично было бы, чтобы, заклеймив Запад, и попугав его вредоносным влиянием, президент больше говорил про Россию — все же страну в сентябре ждут парламентские выборы.
Рейтинги партии власти продолжают постепенно снижаться и сейчас находятся на самом низком уровне за последние пять лет. По крайней мере, такие данные публикует «Левада-Центр» (признан в РФ иностранным агентом). По данным социологов, только 27% россиян (от общего числа опрошенных) готовы проголосовать за «Единую Россию», если выборы состоятся прямо сегодня. Такой уровень поддержки не позволяет единороссам решить задачу, которую, по слухам, ставит перед ними Кремль — а именно получить в новой Госдуме конституционное большинство. Однако из Кремля неоднократно уже просачивались слухи о том, что там планируют компенсировать нехватку депутатских мандатов у «Единой России» за счет одномандатников.
Их на предстоящих выборах должно быть 225, столько же избирается и по партийным спискам. Разумеется, это если закон о выборах вдруг не перепишут. Хотя слухи об этом курсировать сейчас перестали, определенный риск, что в самый последний момент перед выборами будут изменены правила игры (пусть даже и с нарушением закона), в теории всегда есть.
Кампании в одномандатных округах — вещь более тонкая, чем выборы по партийным спискам. Голоса за партии обеспечивают губернаторы, но одномандатникам они помогают не всегда, даже тем, кого рекомендовал Кремль. Ведь бывает (причем часто), что это потенциальные конкуренты самих глав регионов.
В любом случае, сейчас активно составляется карта участия известных личностей в выборах по стране. Например, от «Справедливой России» якобы могут пойти по одномандатным округам как известные публике политтехнологи, вроде Сергея Михеева, так и менее раскрученные — вроде Дмитрия Гусева. Еще один политолог — скандально известный Валерий Соловей, как раз 11 марта приехал с лекцией в Кострому, где, по слухам, планирует выдвинуться по одномандатному округу на выборах в Госдуму.
Ну а единороссы якобы решили массово двигать в парламент врачей, пользуясь ростом доверия к ним со стороны населения из-за эпидемии коронавируса. Будущим лицом «фракции в белых халатах» уже называют главврача главной «ковидной» больницы в Коммунарке Дениса Проценко. Его логично было бы двигать в столице, а вот его антипода, с точки зрения роли в борьбе с эпидемией, доктора Мясникова, вроде бы отправляют вести избирательную кампанию ближе к северным морям.
Попытка «замедлить» Twitter выглядит как полный провал, как это уже было с мессенджером Telegram. Вместо сервиса микроблогов рухнули сайты многих российских высших органов власти, включая и сайт самого Роскомнадзора. Как и тогда, это вызвало у российской сетевой общественности лишь смех.
Однако в тот раз, как напоминают некоторые наблюдатели, обваливая все подряд, кроме, собственно, Telegram, Роскомнадзор показал зарубежным сетевым гигантам вроде Google и YouTube, что он может препятствовать даже их работе. С тех пор они стали внимательнее относиться к требованиям российской цензуры.
Вот и в этот раз сразу пошли слухи, что в реальности мы стали наблюдателями не замедления Twitter, а испытания «суверенного интернета» и его способности жить отдельно от всемирной паутины. «Замедление» крупнейшего сервиса микроблогов и дальнейшие угрозы его блокировки были лишь прикрытием, отвлечением внимания от операций, которые проводил Ростелеком, тренируясь «отрезать» Россию от мирового интернета.
Испытания эти, как гласят те же слухи, признаны неудачными. Так что учения (конечно, под каким-нибудь другим предлогом) могут быть продолжены уже в ближайшее время. Ходят слухи, что «приготовиться» теперь надо Facebook. Правда, до конца отключать его пока никто пока не собирается.
В этом нет нужды. Если система заработает так, как того хотят в Кремле, то применять ее будут не сейчас. Решение полностью заблокировать западные соцсети может быть принято накануне выборов в Госдуму, да и то при условии, что власть всерьез испугается потери контроля над информационным полем в России. При любом другом раскладе это все останется заготовками на будущее. Скажем, на 2024 год.
Впрочем, не исключено, что эти грозные слухи распускают как раз те, кто так неудачно провел «замедление» Twitter. Надо же как-то поднимать собственную значимость и спасать остатки если не уважения к российским цензурным органам в интернете, то хотя бы страха перед ними.
Иван Преображенский