Posted 11 марта 2021, 08:00
Published 11 марта 2021, 08:00
Modified 30 марта, 12:10
Updated 30 марта, 12:10
Пандемия COVID-19 спутала все планы грузинской туристической индустрии и ее потребителей. Когда коронавирус начал «косить» Европу и едва ли не весь мир, эпидемиологическая обстановка в Грузии оставалась на редкость благостной — она была признана «зеленой зоной». Минувшим летом ее открыли для туризма, что дало резко отрицательный результат: стране пришлось закрыться, и наглухо. Количество заразившихся коронавирусом иной раз превышало 4 тысячи человек в день. Жесткий локдаун пошел на пользу здоровью людей, однако почти угробил туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, связанные с ними отрасли. Правительство так или иначе пыталось спасти бизнес от разорения, но «выжили» далеко не все.
Понятно, что коронавирус никуда из Грузии не делся, но все же пошел на спад, и теперь разного рода ограничения стали снимать поэтапно. В частности, Грузия открыла свои аэропорты (сухопутные и морские границы закрыты) для приезжих, включая россиян, при наличии у визитера отрицательного результата ПЦР-теста и с условием, что он будет повторен на третий день после прибытия в страну. Ну и открыла свои горнолыжные курорты. Заработали гостиницы, рестораны, подъемники, канатные дороги в Гудаури и Бакуриани; Годердзи в высокогорной Аджарии, Тетнулди и Хацвали в Сванетии, пустовавшие с конца ноября прошлого года.
Как говорят любители зимних видов спорта, трассы и лыжня отличные — в грузинском высокогорье весна в марте в свои права не вступает, и до апреля они могут наверстать потерянное зимой удовольствие. В первый же день открытия трасс у подъемников скопилось огромное количество людей. На первый взгляд, жизнь на горнолыжных курортах, возможности для активного отдыха такие, будто никакой пандемии не было и нет: народ «оттягивается» по полной. Но туриндустрия, потерявшая на пандемии миллиарды долларов, восстанавливаться будет еще долго, несмотря на отсрочку для нее налогов и предоставление других льгот. Достаточно сказать, что в 2019 году количество людей, посетивших Грузию, превысило 9,3 млн, а доходы от туристической отрасли составили $3,3 млрд. К следующему сезону, а он в Грузии практически круглогодичный, страна подготовилась еще тщательнее, но пандемия его «зарезала» — доходы туриндустрии рухнули до $427,7 млн.
Но вопрос сейчас в том, не рано ли Грузия открыла свои границы, и не вызовет ли горнолыжный туризм, да и не только он (много приезжих в Тбилиси и Батуми) новую волну пандемии, как это было после летнего наплыва отдыхающих? Ведь рост мобильности — внутренней и извне, — сильно ограниченной почти до середины марта, ставит страну перед большими рисками.
Правительство утверждает, что туристы, а с ними и жители горных регионов, находятся в ковид-безопасной среде. Однако это мнение разделяют далеко не все эпидемиологи. Ведь начало вакцинации, запланированное на февраль, так и не случилось. Приоритетная для Грузии вакцина Pfizer доступна будет, в лучшем случае, в конце марта, да и то для 14 тысяч медработников, имеющих непосредственный контакт с ковид-пациентами.
AstraZeneca тоже прибудет — при благоприятном для Грузии развитии событий в конце марта. Это уже 43 тысячи доз, но и они отойдут медработникам. Грузия рассчитывает на поступление большой партии производимой в Индии вакцины «Новавакс», но пока все на уровне «журавля в небе». А о массовой вакцинации населения грезить вообще излишне. И если еще недавно министр здравоохранения страны и слышать не хотела о вакцинации китайским «Синофармом», то теперь похоже, опала с него снята. Но только не с российских вакцин, хотя о критической необходимости их закупки Грузией открыто говорят некоторые независимые эксперты, не путающие гуманитарные проблемы с политическими.
Между тем так называемый «британский» штамм «короны» до Сакартвело уже добрался. Отмечен также один случай реинфицирования COVID-19. С начала пандемии жертвами вируса стали 3613 человек, а всего заболели — 273650. Более всего пациентов с коронавирусом в грузинской столице, тем не менее, Forbes включил ее в список лучших европейских направлений для вакцинированных путешественников. Помимо Тбилиси, в список попали города Португалии, Греции, Исландии, Хорватии, Испании, Дании и Швеции. А вот Армения нет, как и Азербайджан, хотя ежедневный прирост больных из расчета на 100 тысяч человек там меньше по сравнению с соседними странами Южного Кавказа.
Кстати, в Армении, хоть и в крайне малом масштабе, вскоре начнется иммунизация политически «неправильным» российским «Спутником V». А в Азербайджане она уже идет — в разных районах страны вакцинированы более 430 тысяч человек. Китайской СoronaVAC (поставка 4 млн доз) здесь не побрезговали, и ждут также, по словам президента Ильхама Алиева, и «Спутник V». А по данным ВОЗ, АР получит 432 тысячи доз вакцины AstraZeneca.
Словом, ковид-ситуацию в Грузии, как и в соседних с ней странах, никак не сравнишь с безвирусным благоденствием, скажем, островных государств Океании. Но в Сакартвело туристы, особенно россияне, едут охотно, и даже выбирают ее в качестве временного местожительства для удаленной работы. Туристическая администрация страны запустила проект «Работай из Грузии», и за короткий срок получила 800 заявок граждан из 60 стран. Критерий отбора гостей — среднемесячный доход не должен быть ниже двух тысяч долларов. В пятерку стран, откуда поступило больше всего заявок, вошли: Россия — 28%, США — 18%, Беларусь — 6%, Великобритания — 5%, Украина — 5%.
Что привлекает россиян в Грузии даже в период пандемии и внутриполитических баталий в этой стране, где митинги в центре Тбилиси стали обычным делом? Напомним, прямого авиасообщения между Грузией и РФ нет, и россияне добираются до Тбилиси транзитными рейсами. О красотах природы в любое время года, гастрономических изысках, включая винные, древних культурных и религиозных памятниках, гостеприимстве сказано уже неоднократно. Если к этому добавить отсутствие языкового барьера, мягкий климат, близость культур, общее вероисповедание, безопасность, сравнительную инфраструктурная развитость и размеренный для приезжих ритм жизни, то мотиваций для отдыха или временного проживания и работы в Грузии (хотя есть и те, кто остаются на ПМЖ), более чем достаточно. А еще существуют такие понятия как «традиция» и «привычка». Говорят, они сильнее любви.