Posted 10 марта 2021, 11:34
Published 10 марта 2021, 11:34
Modified 30 марта, 12:11
Updated 30 марта, 12:11
Не будем отвлекаться на вопрос, кого винить в предстоящей волне американских санкций, которую ждут через три месяца или даже раньше. Существующие на этот счет точки зрения совершенно несовместимы. Взвесим только, какими могут быть последствия.
Санкционный пакет, введенный американцами неделю назад, совершенно безобиден. Удары по группе российских охранительных и административных начальников были бы очень ощутимы, если бы у этих начальников имелись хоть какие-то личные интересы в США. Но санкции тоже ведь не без ума вводились. В качестве мишеней подобраны именно такие чиновники, у которых зацепок в Америке нет. А грозные запреты на военно-техническое сотрудничество с Россией накладывают вето на то, чего давно не существует.
Интересно не это, а дальнейшее. Через заранее зафиксированный срок — в начале июня (хотя по факту с конкретными решениями можно будет и потянуть) — американские власти обязаны будут выкатить следующий пакет санкций. Поскольку речь идет о наказании за применение химоружия против Алексея Навального, наше начальство может этого избежать, только начав, так сказать, сотрудничать с Вашингтоном в данном пункте. Понятно, что вероятность такого шага равна нулю. Следовательно, новые санкции неизбежны.
Мало того — они могут грянуть даже раньше прописанного срока. Ведь, кроме химоружия, есть и другие темы для дискуссий. Например, строящийся газопровод «Северный поток-2». Группа конгрессменов как раз сейчас обратилась к байденовской администрации с требованием перестать тянуть и поскорее объявить новые кары против всех, кто помогает этому проекту.
Надо сказать, что даже старые американские меры сильно затормозили это геополитическое начинание, нацеленное на переброску газа в Европу мимо Украины. Вероятность того, что «СП-2» по-настоящему заработает, и сейчас-то не особенно велика, а в случае добавочных ударов станет минимальной.
Но материального ущерба это не принесет ни России в целом, ни ее верхам. Российский газ спокойно доставляется в Европу и без «СП-2». А все или почти все, кому положено было снять денежный навар с этого строительства, его уже сняли. Если «СП-2» закроется, это, возможно, на денек ухудшит настроение Владимиру Путину. Но не более того.
Идем дальше. Через The New York Times организована утечка, согласно которой уже в нынешнем месяце будут проведены скрытные, но якобы грозные для нашего начальства кибератаки против российских объектов — в отместку за недавний взлом американских правительственных сетей.
Все может быть. Но обмены хакерскими ударами происходят постоянно. Реклама очередной такой атаки в популярной газете наводит на мысль, что администрация Байдена хочет выглядеть более опасной и строгой, чем она есть на самом деле. Если это так, то «июньские» санкции, пожалуй, проектируются как не особенно сокрушительные.
Что значит «не особенно»? Чаще всего в качестве будущей мишени называют российский госдолг. Но ударить по нему можно с полной силой (запретив иностранным инвесторам владеть облигациями федерального займа), а можно и так, как уже делали при Трампе (ограничив операции лишь с некоторыми категориями облигаций).
Умеренные и скорее символические санкции остаются, как видим, вполне возможным сценарием.
Однако не будем совсем уж исключать и более жесткий сценарий. Что теоретически может войти в пакет?
В первую очередь, то, о чем уже говорилось — полный запрет на владение ценными бумагами российского госдолга. Это значит, что западные держатели начнут их в панике и по дешевке распродавать, а российские магнаты — с выгодой для себя покупать. Обратной стороной этого пиршества станут падение рубля и всплеск внутренних цен. За приключения федеральных облигаций заплатит рядовой россиянин.
Ему же платить через подскочившие при обвале рубля цены на товары и за отключение отдельно взятых российских банков от операций с долларами, и за персональные санкции против олигархов. О том и о другом тоже толкуют как об элементах «неумеренного» сценария. И то, и то ударит по рублю. Зато обиженным олигархам Путин за общественный счет, конечно, возместит убытки. Не будем за них переживать.
Нет причин тревожиться и за наш государственный бюджет. Обилие подешевевших рублей облегчит Минфину сведение расходов с доходами. Рядовые получатели обесцененных бюджетных денег даже не заметят, что еще разок обеднели. А если и заметят — это их личные проблемы.
Ну а совсем уж суровые и поэтому маловероятные санкции могут вообще заблокировать получение любых кредитов всеми российскими заемщиками, что государственными, что частно-олигархическими. Рассмотрим для порядка и этот случай.
Международные резервы России сейчас близки к $590 млрд. Внешние долги всех категорий заемщиков заметно меньше — примерно $460 млрд. Если совсем уж припрет, можно одним махом рассчитаться за все.
С улыбкой, видимо, вспоминает высшее начальство прошлогодние крики о том, что стоило бы взять из резервов хоть пару десятков миллиардов и раздать потерявшим работу и потерпевшим от остановок производств. Сейчас тогдашний отказ помочь страждущим выглядит как мудрая дальновидность. Общественные сбережения сохранены для главного.
Тем более что в реале выложить придется далеко не все заначенное. Прикидочный объем выплат по внешним долгам вместе с процентами вряд ли превышает $90 млрд в течение предстоящего года. Это, видимо, и есть потолок тех трат, которые понадобятся, если для Байдена идея наказания Путина станет такой же манией, как для нашего вождя — идея наказания Навального.
Причем заранее ясно, что и этот гипотетический удар обрушится исключительно на рядового россиянина. Потому что крупное расходование резервов — это, опять-таки, обрушение рубля.
Все американские санкционные схемы тянутся к карманам наших сограждан. Только с разной степенью радикализма. По состоянию на сегодня можно осторожно надеяться, что дело все-таки обойдется без большого грабежа. Но ручаться никто не станет.
Сергей Шелин