Рак и красота: что можно, а что нельзя?

8 марта 2021, 10:18
В международный женский день врачи отвечают на 8 вопросов о бьюти-процедурах, которые могут оказаться под запретом для пациенток с онкозаболеваниями.

Как только зима начинает уступать в своих правах, а за окном — сиять теплое солнце, количество клиентов у салонов красоты возрастает многократно. Маникюр, педикюр, эпиляция — все для того, чтобы соответствовать расцветающей после долгой спячки природе. Но что если врач-онколог наложит табу на любимые бьюти-процедуры?

8 марта корреспондент «Росбалта» задала восемь вопросов врачам-онкологам о том, что можно, а что нельзя женщинам, когда-то столкнувшимся с раком или тем, кто проходит лечение.

Я могу сделать эпиляцию, если у меня онкозаболевание?

При лазерной эпиляции для удаления волос используется мощный лазер, который нагревает и разрушает волосяные фолликулы в коже. Эта процедура не вызывает рак, так как лазер не задевает кожу вокруг фолликула. Новообразования на коже вызывают ультрафиолетовые лучи определенной длины, но таких лучей в спектре лазера нет, а глубина проникновения — лишь 1-4 мм. Однако если у вас уже есть рак — это противопоказание.

«Любая процедура, связанная с нагреванием тканей, может спровоцировать рецидив или метастазирование опухоли. Кроме того, в период химиотерапии, иммунотерапии повышается риск инфицирования поврежденной эпиляцией кожи», — объясняет заведующая амбулаторно-консультативным отделением Петербургского онкоцентра, к. м. н. Нуринисо Абдулоева.

Восковая депиляция и шугаринг пациенткам, проходящим лечение, запрещены по той же причине. А значит, придется воспользоваться старой-доброй бритвой.

Что насчет ботокса и уколов гиалуронки?

Все современные медицинские препараты, к которым относятся и препараты ботулинотоксина А — всем известный как ботокс — и гиалуроновой кислоты, проходят доклинические и клинические исследования на предмет безопасности.

«И тот, и другой препарат активно используется в реабилитации онкологических пациентов, — отмечает заведующая отделением онкомаммологии Петербургского онкоцентра, проф. Елена Бит-Сава. — С помощью гиалуроновой кислоты восстанавливается контур губ и форма сосков у пациентов после соответствующих операций. Она же помогает пациентам с раком щитовидной железы после тяжелой операции. Поражается возвратный гортанный нерв и голосовая складка парализуется. Ее накачивают гиалуроновой кислотой и схожим по действию препаратом гидроксиапатита».

А еще с помощью препаратов ботулинического токсина лечатся неврологические расстройства — в том числе у пациентов после онкологических заболеваний.

А загорать можно?

«Здорового» загара не существует — это стоит усвоить сразу. Загар — всегда реакция на повреждение кожи ультрафиолетом, и даже здоровым людям нужно ответственно подходить к определению дозы инсоляции. Осторожность надо соблюдать белокожим, голубоглазым и тем, у кого на теле много родинок.

«Ультрафиолет может негативно влиять на иммунитет, так как подавляется функция естественных киллеров, особого класса лимфоцитов, которые являются одним из важных звеньев иммунной защиты организма от опухолевых клеток и вирусов», — объясняет заведующая амбулаторно-консультативным отделением Петербургского онкоцентра, к. м. н. Нуринисо Абдулоева.

Поэтому онкозаболевание может развиться даже спустя много лет у людей, подвергшихся сильной инсоляции в юности — даже если впоследствии они избегали УФ-излучений.

Очевидно, что если рак уже есть, пребывание на солнце, а тем более в солярии, стоит свести к минимуму. Носите закрытую светлую одежду, головные уборы, используйте солнцезащитные кремы с SPF 50+. Для отдыха в южных регионах лучше выбирать «бархатный сезон».

Что если я сделаю перманентный макияж или татуировку?

На этот счет у врачей нет никаких ограничений.

«Нет свидетельств того, что татуировки как-то влияют на течение рака — мы даже используем татуаж как дополнение к реконструктивно-пластической операции у больных раком молочной железы. Например, когда нужна имитация ареолы или прокрашивание восстановленного сосково-ареолярного комплекса. Татуаж помогает скрывать рубцы», — напоминает Елена Бит-Сава.

В то же время не стоит делать тату в области воспаления и опухолевого поражения кожи. Лучше воздержаться от этой процедуры, если вы проходите лучевую терапию или курсы системной лекарственной терапии. Наносить татуировку в зоне недавнего облучения тоже не стоит.

Я могу вернуться к тренировкам?

Умеренная физическая активность во время противоопухолевого лечения и после него снижает тревогу, депрессию и слабость. Прогулки и походы, бег и плавание, коньки, велосипед, танцы — выбор есть. Адекватный уровень аэробных нагрузок, несколько повышающий частоту сердечных сокращений, будет полезен для организма. А еще занятия станут профилактикой лимфостаза ног после операции.

«Физическая активность повышает плотность костной ткани, — отмечает заведующий отделением химиотерапии, д. м. н. Федор Моисеенко. — Регулярные физические упражнения снижают проявления слабости и тошноты на 40-50%, позволяют повысить мышечную силу, подвижность суставов и улучшить общее состояние. Упражнения хорошо влияют на настроение и качество сна, снижая проявления депрессии».

Однако уровень физической активности должен подбирать специалист по физиотерапии и лечебной физкультуре. Рекомендуется начинать занятия медленно и постепенно увеличивать нагрузку. Целью должна быть активность в течение 30 минут 5 дней в неделю. Обращайте внимание на реакцию вашего организма.

Не стоит увеличивать физическую нагрузку, если у вас анемия и снижен гемоглобин, иначе вы быстрое устанете, появится тошнота и рвота. Бассейна на фоне лучевой терапии лучше избегать — кожные покровы могут быть недостаточно защищены от бактерий, находящихся в воде. Спортивный зал посещать не стоит, если снижено число лейкоцитов.

А если хочется сесть на диету?

Смотря на какую. Вегетарианство, веганство, сыроедение не покрывают потребности больного организма из-за отсутствия животных жиров и недостаточного количества белка. Дело в том, что избыточная масса жировой ткани, особенно после гормональной терапии, маскирует сильную потерю мышечной массы. Отеки, возникающие в результате механического действия опухоли на организм и лечения, увеличивают фактическую массу тела, скрывая прогрессирующую потерю белка в организме пациента. Исключение из рациона белка снижает сопротивляемость организма, и опухоль начинает «поедать» собственные энергетические запасы организма вплоть до истощения.

А вот полноценное питание способствует повышению сопротивляемости организма инфекциям и поддерживает общее состояние онкобольного. Лучше всего обратиться к специалисту по питанию в самом начале лечения.

«В рационе должны присутствовать пищевые волокна, стимулирующие моторику желудочно-кишечного тракта и нормализующие микрофлору кишечника, — рекомендует Федор Моисеенко. — Важно восполнять баланс бета-каротина, витаминов А, Е и С. Ослабленный организм, особенно в послеоперационный период, нуждается в белке и жирных кислотах — Омега-3 и Омега-6».

Во время лечения вкусовые рецепторы могут ослабеть, а аппетит — пропасть, но есть необходимо. К основному питанию можно добавить сипинговое — питательные смеси в бутылочках. Их нужно выпивать маленькими глотками в течение 15-20 минут от 1 до 3 дозовых порций в день.

Хочу «прокачаться» курсом витаминов. Можно?

У пациентов с опухолями иногда снижается снижен уровень тех или иных витаминов, но незначительно. Отсюда и спекуляции о том, что это является первопричиной злокачественных новообразований (ЗНО) — но подтверждения этому нет.

«В ранних исследованиях витаминотерапии в профилактике опухолей говорится, что ежедневное применение добавок с фолиевой кислотой снижает вероятность опухолей, в частности, толстой кишки. Но последующие метаанализы не подтвердили результаты. Были исследования приема витамина Д с целью профилактики опухолей молочной железы — но однозначных выводов также нет. А одно из последних исследований доказывает, что прием витамина Д3 в течение пяти лет не привел к снижению вероятности возникновения опухолей», — отмечает Федор Моисеенко.

Антиоксиданты, в частности витамин А и бета-каротин, а также витамины С и Е, повышенное потребление овощей и фруктов снижает риск ЗНО, но прямой связи также нет. Данных о канцерогенной роли тех или иных витаминов тоже нет, однако это сложные вещества с крайне непростым метаболизмом, и предсказать влияние у отдельного человека на риск тех или иных заболеваний или патологических состояний невозможно.

Так или иначе, перед приемом витаминов онкобольному лучше проконсультироваться с врачом.

Попариться бане и сходить на массаж — разрешено?

Стимуляция роста опухолевых образований действительно наблюдается при 38-40 градусах, и об этом важно помнить.

«Также необходимо учитывать наличие у пациентов сопутствующих заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых. В данном случае банные процедуры только усугубят течение и сопутствующей, и основной патологии. Человек — сложная единая система, в которой взаимодействует друг с другом абсолютно все и ежесекундно», — отмечает Гамзат Инусилаев, онколог отделения химиотерапии Петербургского онкоцентра.

Гипотетически банные процедуры разрешены пациентам в длительной ремиссии. Но и здесь важно избегать высоких температур. А при регулярном проведении химиотерапии нагрузка, полученная в бане, способна усилить общее влияние химиопрепаратов.

Многие также опасаются, что массаж, особенно в области опухоли, «разгоняет кровь и лимфу», что может способствовать их распространению по организму. Однако научного подтверждения этому нет. ⠀

«Массаж безопасен для пациентов с онкозаболеваниями. Однако всегда есть нюансы, которые нужно учитывать, поэтому перед тем как делать массаж обсудите это с лечащим врачом. Обсудите, есть ли у вас конкретные противопоказания или ограничения. Также важно, чтобы массажист знал об особенностях заболевания», — предупреждает Гамзат Инусилаев.

Так, если есть метастазы в кости, интенсивный массаж может вызвать перелом в области костного дефекта. Кости могут быть хрупкими и вследствие остеопороза, что актуально для тех, кто длительное время получал гормонотерапию — в особенности ингибиторами ароматазы.

Если проводится или недавно проводилась лучевая терапия, массаж на эту зону увеличивает риск появления или усугубления лучевых реакций, например, дерматита. Могут появиться боли, в особенности если использовать лосьоны и масла.

Некоторые последствия химиотерапии, например, тромбоцитопения, также могут превратить массаж в серьезную неприятность в виде гематом и даже кровотечений. Если есть инфекционные осложнения и лихорадка, не стоит проводить массаж до момента нормализации состояния. Открытые и заживающие раны, воспалительные изменения, тромбозы также являются противопоказаниями.

Анжела Новосельцева

«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.

#Общество #Главное #Всегда актуально #Петербург #Россия
Подпишитесь