Posted 4 марта 2021, 11:30

Published 4 марта 2021, 11:30

Modified 30 марта, 12:12

Updated 30 марта, 12:12

Вадим Лукашевич. Илон Маск снова порвал все шаблоны

4 марта 2021, 11:30

Летный демонстратор SN10 межпланетного корабля Starship компании SpaceX Илона Маска совершил-таки свой полет со второй попытки на высоту 10 км, впервые в истории выполнив вертикальную мягкую посадку на площадку полигона Бока-Чика после выполнения кувырка и всех прочих запланированных маневров на спуске.

Но Маск не был бы Маском, если бы об этом полете можно было сказать только это. Это был уже третий демонстратор, и два предыдущих (SN8 и SN9) взорвались при посадке. Казалось бы, у запуска SN10 было два возможных исхода — так же взорваться, как его предшественники, или победно мягко приземлиться. В истории космонавтики еще были взрывы после старта и пожары и/или взрывы на старте. Но SN10 в одном пуске собрал ВСЕ СРАЗУ.

Взлететь с первой попытки не удалось — предстартовый отсчет пришлось остановить за 0.1 сек до взлета, выключив уже заработавшие двигатели (первое видео). В истории не было случая, когда после такой отсечки предстартовой циклограммы следующая попытка запуска повторялась уже через пару часов — обычно на это требуются дни и даже недели.

Но через два часа SN10 взлетел, выполнив всю программу полета — старт, набор высоты 10 км, разворот в горизонтальное положение, управляемое падение в планировании с управляемой продольной балансировкой за счет изменения поперечного угла установки двух пар аэродинамических поверхностей (крыльев), затем включение трех ракетных двигателей, их огневая проверка, быстрый выбор сначала двух лучше всего работающих из трех и выключение одного, потом — аналогичным образом — выключение второго и точная и мягкая вертикальная посадка на нем. Все? Да как бы не так!

В процессе повторного включения двигателей на этапе приземления в хвостовом отсеке возник пожар — это раз. Во-вторых, SN10 сел мягко, но криво. Но сел. Но с горящей задницей. Такое сочетание факторов тоже впервые. Но через три минуты он самостоятельно (!) взлетел (!), картинно взорвавшись в воздухе и присоединившись к своим предшественникам грудой горящих обломков.

Илон Маск так написал в своем твиттере: «SN10 приземлился в целости и сохранности. Покойся с миром. Почетная отставка». Не иначе как Илон Маск сделал это специально назло Роскосмосу и российским СМИ — теперь им придется гадать, что же это все-таки было — успех или провал…

P. S. SN10 — это просто летающий стенд, на котором отсутствует штатная (обязательная) для любой ракеты система пожаротушения двигательного отсека. Поэтому вялотекущий пожар, развивавшийся 3 минуты уже после посадки и окончания программы полета, нечем было потушить. Именно поэтому, если говорить серьезно, этот пуск успешный, т. к. программа полета полностью выполнена.

Добавлю, что в первом пуске советской сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия» 15 мая 1987 года в одном из боковых блоков «А» первой ступени (№ 30) в хвостовом отсеке возник пожар турбонасоса с открытым горением, который был локализован системой пожаротушения двигательного отсека, и двигатель благополучно доработал до момента отделения первой ступени.

P. P. S. Только что, при запуске очередных 60-ти спутников СтарЛинк, совершила посадку первая ступень ракеты-носителя Falcon-9, это уже 75-я (!) удачная посадка, а для именно этой первой ступени — уже 8 (восьмая). Прямая трансляция еще продолжается. Этого, конечно же, наши СМИ не заметят.

Вадим Лукашевич, авиаэксперт

Подпишитесь