Posted 3 марта 2021, 11:00
Published 3 марта 2021, 11:00
Modified 1 февраля, 04:16
Updated 1 февраля, 04:16
Автомобильная общественность взбудоражена: с 1 марта действует новый закон о техническом осмотре транспортных средств. Правда, постановлением правительства его ввод перенесен на 1 октября. Обеспокоены водители не только и не столько тем, что теперь надо будет фотографировать машину перед началом и после ТО. Цена вопроса выше: последние 10 лет техосмотр в нашей стране был процедурой, в общем-то, фиктивной, справку о которой просто покупали за небольшую плату. А что теперь? С корреспондентом «Росбалта» беседует многолетний защитник прав автомобилистов, журналист Сергей Асланян.
— Сергей, как понимать новые условия техосмотра? И почему их, кстати, до октября-то отложили?
— Это обычный способ нагнуть всю страну на деньги. Я полагаю, что новые правила техосмотра исполнить невозможно. И что настоящего ТО у нас не было, нет, и, скорее всего, не будет.
Вспомним кратко историю. В СССР сержант ГАИ носком сапога мерил рулевой люфт. И требовал «ручник на юз проверить», то есть — включить стояночный тормоз на ходу, что было запрещено.
В 1997 году ввели «инструментальный техосмотр». И мы стали единственной страной в мире, где автомобиль еще до поступления в эксплуатацию должен был пройти ТО, с нулевым пробегом. Как так? Нигде в мире такого нет.
Мы уже забыли, зачем это ввели. Завод «Автоваз» в 1997 году делал «Жигули» и ВАЗ-2110, эти страшные машины, которые с конвейера сходили в таком состоянии, что по совести — только под пресс. Выходной контроль качества завода, конечно же, был на стороне производителя. Вот ради этих машин и была придумана данная мера. Но она не спасла народ от убогих «Жигулей» — зато обрушилась на Mercedes. Обычная коррупция.
Президент Медведев эту порочную систему остановил в 2011 году, с тех пор мы с вами живем вообще без ТО, это страховая услуга или своего рода косвенный налог. Всем полегчало, потому что мы не стали ездить ни на какие пункты, а стали просто покупать эту услугу за 800 рублей у страховых компаний.
— И теперь «лафа заканчивается»?
— Смотрите сами. Если у нас техосмотр стоит 800 рублей, а по закону станция не может пропускать более одной машины в полчаса, и работает эта техстанция не круглосуточно, а, предположим, 10 часов — значит, ее оборот где-то до 16 тысяч рублей в сутки. А оборудование стоит около 5 млн руб.! Ну, и сколько лет будет оно окупаться? Оно будет окупаться вечно. Плюс все прямые и косвенные затраты, которые несет на себе эта бизнес-точка.
Значит, техосмотр при нынешней цене невыгоден. Никто не будет строить эти пункты, которые по закону должны быть. Государство не хочет само их строить и дотировать, а частный бизнес почему-то не считает нужным разоряться на ровном месте.
Пункты ТО должны быть выгодны бизнесу. Но если поднять плату за ТО с 800 до реально окупаемых 3-5 тысяч рублей. В регионах у людей особых денег-то нет, там три тысячи — это сумма. ОСАГО стоит порядка 7-8, да еще ТО — три тысячи! То есть — десяточку отдай. За что — за выпуск на улицу?
При этом масса этапов ТО к безопасности не имеет никакого отношения. Проверка лампочек подсветки в салоне. Наличие сколов и трещин на лобовом стекле. Даже если в зоне водителя! Состояние выхлопа, вмятины и царапины на кузове. Безопасность тут ни при чем, но по этим параметрам «эксперт» имеет право не выдать диагностическую карту и отправить вас на второй круг. Причем без очереди на второй круг вас никто не пропихнет.
Значит — взятка, грабеж, потому что «поляна для придирок» безгранична. Вот в этой-то ситуации премьер Мишустин и сказал: мол, подождем, поскольку мы не знаем, что делать. Поэтому до 1 октября вводим мораторий. И оставляем как есть на руках у людей диагностические карты. И все, кто до 1 октября станет продлять ОСАГО, будут их покупать без диагностической карты ТО. Потому что страховые компании сказали: давайте мы будем по-прежнему торговать ОСАГО, а техосмотрами торговать перестанем. И Мишустин не нашел, что ответить — мол, надо проработать как следует.
— И то облегчение? Или не совсем?
— Это хорошо только для тех, у кого уже был автомобиль с диагностической картой. Но у нас машины до 4 лет ТО не проходят. И вот, 1 марта у человека машине исполнилось 4 года. Что у него «продлилось» до октября, если у него этого никогда не было?
Значит, в соответствии с новым законом, он должен приехать и пройти ТО. А таких пунктов, которые полностью всему соответствуют… Вот, уже несколько журналистов РБК поехали в понедельник проходить ТО — и убедились, что там работают какие-то личности, не владеющие техникой процесса. Приехала BMW, ей 4 года, все эти годы она обслуживалась только у официального дилера. И она не прошла техосмотр. В нем требования другие — водитель обязан был поставить дополнительное оборудование, которого завод-изготовитель не предусмотрел. В частности, речь шла о передних брызговиках. Они заводом не предусмотрены. Теперь мораторий до 1 октября. И что делать — никто не знает.
— Как надо было бы?
— Правильный ответ: признать, что техосмотр не нужен, и отказаться от него. Перестать докапываться до людей, отцепиться от водителей. В США, кстати, тоже нет техосмотра и аптечек в машинах, более того, у них и ГАИ нет. И Америка до сих пор никак не погибнет. Медведев уже был близок к этому. Но как можно в нашей стране отказаться от такого куска.
Правда, есть и в этом законе одно рациональное зерно, которого на фоне общей вакханалии никто не заметил. Оно касается исторических автомобилей или олдтаймеров. С прежней редакцией закона была полная трагедия: они должны были проходить техосмотр по современным нормам. То есть, приезжаешь на «Эмке», на «Паккарде», на «Делоне-Бельвиле» — а тебе говорят: «Минуточку, а катализатор? А впрыск? А фары? Почему у вас стоят ацетиленовые фары, которые ГОСТом не предусмотрены?»
Теперь председатель Комитета классических машин Андрей Паньковский после двух лет отчаянной борьбы победил: с 1 марта автомобили старше 30 лет будут проходить ТО по правилам безопасности года выпуска. Историческое наследие спасено. Для грузовиков и автобусов — старше 50 лет. Причем речь не идет о старой рваной «шестерке», а о машинах, у которых степень исторической аутентичности достигает 98%.
— Искренне рад за исторические машины — остальное же все как-то грустно и тревожно. Еще вопрос: справедлив ли, на ваш взгляд, запрет транзита грузовиков тяжелее 12 тонн через МКАД, введенный с 20 февраля на год?
— Опять сдирают деньги. Это принуждение к использованию очень плохой дороги. Грузовой транзит переведен с МКАД на новый наш ЦКАД, который пролегает дальше от Москвы. Сказали, пока на год, но наверняка продлят насовсем.
А ЦКАД имеет две полосы в каждом направлении. В самом напряженном транспортном узле страны — а порядка 70% транзита идет через Московский транспортный узел, так дорожная сеть у нас устроена, что других дорог нет — строить узенькие тропиночки! Зарабатывание на строительных подрядах. Тем более, что ЦКАД платный, причем там шлагбаумов нет, ты не видишь, где платный участок, где бесплатный — а потом тебе прилетает штраф.
А перевозчик всегда платит из кармана потребителя, которым является все население. Пресловутая система «Платон» уже сделала дороже все товары, теперь будет еще большее подорожание.
Беседовал Леонид Смирнов