Posted 3 марта 2021, 14:31
Published 3 марта 2021, 14:31
Modified 30 марта, 12:13
Updated 30 марта, 12:13
Опрос ВЦИОМ показывает, что телевизор стратегически проигрывает конкуренцию с интернетом, но на ближайшие парламентские выборы его ресурс еще будет довольно эффективен, хотя уже и меньше, чем раньше.
Лишь 17% населения — это преданные поклонники телевизора, которые почти не пользуются интернетом. Даже среди респондентов старше 60 лет таких стало чуть меньше, чем совмещающих телевизор и интернет — соответственно, 45 и 47%. При этом в более младшей категории (45-59 лет) число людей, предпочитающих только телевизор, стремительно падает — 15%, а в следующей (35-44 года) — до 4%. Количество верных телезрителей в возрасте 18-34 года находится в пределах статистической погрешности.
Почему же телевизора может хватить на ближайшую кампанию? Самый популярный ответ — 53% — это совмещение телевидения и интернета. Число «совместителей» быстро уменьшается — с 2018 года на 8 процентных пунктов; разумеется, за счет увеличения числа тех, кто вообще выключил телевизор. Но только самые молодые готовы в подавляющем большинстве отказаться даже от возможности лицезреть Соловьева с Киселевым (среди 18-24-летних таких 69%). Уже более старшие (25-34 года) разделились почти поровну — 48% телевизор полностью выключили, а 50% еще посматривают.
А для большого числа «совместителей» телевизор по старинке продолжает играть нормативную роль, подсказывая, «что такое хорошо и что такое плохо». Он уже не доминирует, но остается влиятельным игроком. Заходящий в интернет телезритель сознательно или нет, но нередко ориентируется именно на его позицию, вырабатывая свое отношение к тем или иным новостям. Смотрит фильм Навального — и вспоминает, что того по телевизору назвали американским агентом. И получается, что не сочувствует ни разоблачителю, ни разоблачаемым, ограничиваясь неопределенным «мутно все это».
Конечно, информация о разоблачениях в головах откладывается, но она в основном имеет более долгосрочный эффект, чем связанный с ближайшими выборами. Только в мегаполисах она может сработать уже нынешней осенью — там к телевизору доверия меньше, в них может быть эффективным и «умное голосование».
Для большинства более молодых «совместителей» (25-34 года) телевизор, похоже, уже не норма. Но для остальных он еще актуален как «подсказчик». Чем старше, тем, разумеется, в большей степени.
Алексей Макаркин, политолог