Posted 25 февраля 2021, 10:10
Published 25 февраля 2021, 10:10
Modified 30 марта, 12:16
Updated 30 марта, 12:16
Накануне, напоминает он, заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков в интервью агентству Bloomberg заявил, что Россия должна сократить роль доллара в любых операциях и дистанцироваться от американской экономической системы, ставшей источником враждебных действий.
Комментируя эти высказывания, аналитик отметил, что «заявление российской стороны выглядит достаточно логичным на фоне новой холодной войны». «В резервах Банка России доля долларов и долларовых бумаг значительно сокращена. Еще несколько лет назад Россия начала процесс максимального отказа от доллара в своей внешней торговле. Цели были озвучены следующие: с Европой расчеты в евро, с Китаем — в евро и юанях, в СНГ — национальные валюты, прежде всего, российский рубль. Сейчас в рамках стран ЕАЭС 80% расчетов идет в национальных валютах, прежде всего, в российских рублях. Непосредственно с США Россия торгует мало», — говорится в обзоре Разуваева.
Более того, указывает он, «Россия также готовит свой ответ США». «В СМИ появилась информация, что в ЕАЭС может вступить Иран. Иран — крупнейшая экономика исламского мира. После Саудовской Аравии Иран обладает вторым по объему запасом нефти и занимает нишу в 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Один из крупнейших транспортных инфраструктурных проектов, который сейчас реализуется — это международный транзитный коридор „Север-Юг“, который свяжет северо-западную часть ЕАЭС и Индию. Причем путь его будет пролегать через территорию Ирана. Недавно было принято решение по объединению железнодорожных путей между Азербайджаном, Ираном и Россией», — подчеркивает эксперт.
При этом он признает, что «вес России в глобальной экономике и финансах невелик». «То есть отказ от доллара не нанесет серьезного ущерба статусу доллара как единственной мировой резервной валюты. Другое дело, что Россия может предложить альтернативу — золотой стандарт двадцать первого века. Расчеты в мировой торговле должны идти не на основе доллара, а на основе золота. Так было в конце XIX века. Но, естественно, в более современном техническом формате. Не самим золотом, а на основе золотых запасов и бумаг под золотое обеспечение. В перспективе можно говорить о мировой единой валюте на основе золота. То есть национальные правительства откажутся от национальных валют в пользу нового золотого стандарта», — предлагает Разуваев.
Впрочем, предупреждает он, «США остаются глобальным лидером». «Китай, конечно, превосходит их по ВВП по ППС (паритету покупательной способности — ред.), однако у Вашингтона по-прежнему „контрольный пакет акций“ в глобальной экономике. При этом при (новом президенте) Джо Байдене экономическая политика США будет намного более разумной, чем при (экс-главе государства) Дональде Трампе. Так сказать, всему остальному человечеству „лучше с умным потерять, чем с дураком найти“», — иронизирует аналитик.
В целом, констатирует он, «пандемия изменила очень многое». «Сильнее всего упали страны с высоким сектором услуг в ВВП. В результате Россия просела меньше Германии, спад составил всего 3,1%, и стала первой экономикой Европы и пятой в мире. Вакцинация и снятие ограничений должны вывести глобальную экономику из рецессии, а мягкая монетарная политика мировых Центробанков обеспечить рост товарных и фондовых рынков. Вероятно также ослабление доллара США против всех основных мировых валют», — подытоживает эксперт.