Posted 20 февраля 2021, 15:55
Published 20 февраля 2021, 15:55
Modified 30 ноября, 06:52
Updated 30 ноября, 06:52
В Сочи 22 февраля состоится встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко — первая после подавления «белорусской революции», на что потребовалось ровно полгода. Так что, в отличие от прошлого свидания в горячем сентябре, теперь они смогут спокойно вернуться к обычным темам: сколько денег даст Россия Белоруссии, и какой очередной этап интеграции двух стран пообещает белорусский лидер российскому. О том, что обсуждаться будут, прежде всего, именно деньги, еще 11 февраля написал «Коммерсант». По его информации, президенты собираются обговорить новый кредит для Белоруссии — на сумму не менее $3 млрд (другие источники говорили про $3,5 млрд).
Также уточнялось, что белорусская сторона хочет получить доступ к остатку средств, выделенных Москвой в свое время на строительство Белорусской АЭС. Напомним, что в 2011-м Белоруссия получила от РФ согласие на кредит в размере $10 млрд на строительство силами «Росатома» БелАЭС. Первый ее реактор уже запущен, однако, по разным причинам, к концу сентября 2020-го Минск использовал только 4,5 млрд из этой суммы.
В ходе прошлой встречи — тоже в Сочи, в сентябре прошлого года — Лукашенко и Путин договорились о предоставлении Минску кредита в $1,5 млрд. Эти деньги требовались для поддержания курса белорусского рубля в период жестокого кризиса: многие белорусы выводили деньги из банков, скупали валюту, выводили деньги за рубеж. Но тогда политическое будущее белорусского лидера, как считали многие, явно проигравшего президентские выборы, было более чем туманным.
Однако Лукашенко сумел переломить ситуацию, подавить протесты, выдавить из страны самых харизматичных оппозиционеров — и в итоге вернуть себе контроль над Белоруссией. Что и было зафиксировано на прошедшем 11–12 февраля в Минске Всебелорусском народном собрании.
До какого-то момента в Кремле всячески давали понять, что ждут от Лукашенко проведения конституционной реформы с целью перераспределения полномочий между президентом и другими ветвями власти, а далее — досрочных президентских выборов. Российское руководство видело именно в этом возможность успокоить белорусов и одновременно — оставить республику в зоне своего политического влияния. Однако Лукашенко справился сам, пусть и проявив крайнюю жестокость в отношении своих оппонентов.
Судя по всему, после этого его реноме в глазах российского руководства поменялось: он стал примером того, что с «оранжевыми революциями», проводимыми «по указке западных кукловодов», можно и нужно бороться. Или, если быть еще более циничными, Александр Григорьевич преподал урок и гражданам РФ: дескать, участвовать в подобных протестах не имеет смысла — только хуже будет.
Так что теперь Александр Лукашенко вполне может рассчитывать на благоволение со стороны Москвы — как минимум, в размере тех самых $3 млрд и открытых для белорусской продукции российских рынков. Впрочем, тут ему приходится все же делать шаги навстречу. Так, 19 февраля Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов в портах РФ. Речь идет не менее 2 млн т в 2021 году, в 3,2 млн и 3,1 млн в последующие два года. Речь идет о мазуте, бензине и масле. Контракты будут заключаться по принципу take-or-pay. То есть если грузоотправитель обеспечивает перевалку в объеме меньше согласованного, морской терминал в любом случае получает плату за весь согласованный объем.
Это, кстати, серьезный прорыв для России. Ведь на том, чтобы хотя бы часть белорусского экспорта шла через порты Ленинградской области, лично Владимир Путин настаивает уже лет семь. Такие требования в адрес Минска в прошлые годы озвучивались регулярно, но стабильно игнорировались. Белорусским госкомпаниям-экспортерам (калийных удобрений, нефтепродуктов, леса, металла и т. д.) выгоднее использовать порты Литвы (Клайпеда) и Латвии (Рига). Во-первых, логистическое «плечо» намного короче. Во-вторых, эти порты зимой не замерзают (в отличие от российских). В-третьих — нужно учитывать европейские правила и надежность против российской непредсказуемости.
Однако Литва и Латвия (вторая — в меньшей степени) последние полгода активно поддерживают белорусскую оппозицию — штаб Светланы Тихановской и вовсе обосновался в Вильнюсе. Также прибалтийские страны не признали Лукашенко законным президентом, на что «непризнанный» сильно обиделся. И вот теперь у него есть отличная возможность «убить двух зайцев»: и ненавистных «лабусов» наказать, и Путина подмаслить.
Но два президента, вероятно, будут говорить не только о деньгах. Глава МИД Белоруссии Владимир Макей уже заявил, что в Сочи обсудят «продолжение углубленной интеграции» двух стран. На словах, сейчас Лукашенко декларирует отказ от многовекторности и возврат к особом отношениям с РФ. Сцена прошедшего недавно Всебелорусского народного собрания была оформлена двумя государственными флагами: белорусским и российским. Через все выступления звучали установки ориентации внешней политики на Москву, а отношения с другими странами называли «действиями на внешнем контуре». Не случайно по итогам ВНС посол РФ в Минске Мезенцев констатировал стратегический для Белоруссии характер взаимодействия с Россией и неразрывность связи судеб двух стран.
При этом, однако, Лукашенко в своем выступлении очертил несколько моментов, по которым его страна собирается сохранять независимость. Это, прежде всего, бизнес-климат, отношения государства и предпринимателей (власти намерены сохранить ничем не ограниченные полномочия по регулированию бизнеса, изъятию его доходов и собственности). А вопросы конституционной реформы, о которой много раз говорили российские представители, Лукашенко решил отложить минимум до конца года.
Другие установки Минска в отношениях с Россией: прежние требования равных условий хозяйствования, доступ к рынкам и кредитам. Под «равными условиями» подразумеваются внутрироссийские цены на энергоносители для Белоруссии.
При всем при этом Лукашенко в Сочи ожидает еще и «кот в мешке». Несколько дней назад на вопрос, будет ли затрагиваться на переговорах вопрос о Викторе Бабарико, Песков ответил: «Мы обязательно посмотрим, что это были за заявления (в выступлении Лукашенко на ВНС — В.Г.). Если это действительно так, то, конечно, будет хорошая возможность и это тоже обсудить на встрече 22 февраля, если это соответствует действительности».
Добавим сюда уже анонсированную встречу Лукашенко с зампредседателя Совбеза РФ Дмитрием Медведевым, который в Минске известен как автор самых жестких и нелицеприятных для Лукашенко высказываний, когда-либо звучавших из Москвы. Так что легкой «курортной поездкой» для «бацьки» визит в Сочи явно не окажется.
Вячеслав Гордиенко