Posted 20 февраля 2021, 09:02
Published 20 февраля 2021, 09:02
Modified 30 марта, 12:17
Updated 30 марта, 12:17
Израильский информационно-аналитический ресурс «Детали» отмечает, что «в последние дни Израиль и Россия поддерживают интенсивные контакты на высшем уровне, обсуждая вопрос, связанный с Сирией». По данным издания за это время состоялись телефонные переговоры между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и президентом России Владимиром Путиным, министрами обороны Бени Ганцем и Сергеем Шойгу, а также между главами МИД Габи Ашкенази и Сергеем Лавровым. Иными словами, дипломатическая активность между двумя странами на самом высоком уровне просто зашкаливала.
При этом несколькими днями ранее появились сообщения об очередных авиаударах ВВС Израиля по армии президента Сирии Башара Асада. Так, 11 февраля СМИ сообщали, что израильские самолеты атаковали колонну грузовиков на пограничном переходе на востоке Сирии, недалеко от иракской границы.
17 февраля спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев заявил, что «эти удары надо прекратить, они контрпродуктивны» и добавил, что «рано или поздно чаша терпения, в том числе сирийского правительства может быть переполнена, и последует ответный удар, который приведет к новому витку напряженности».
Можно сделать вывод, что, несмотря на высокий уровень двусторонних контактов, договориться России и Израилю по Сирии на этот раз не удалось. Понятно, что слова Лаврентьева про «ответный удар» — это всего лишь дипломатические экивоки. Сирийское правительство и так отвечает на налеты как может, просто эффективность этих усилий невелика. Очевидно, что в словах российского дипломата речь идет о переполнении «чаши терпения» в Кремле, и почти неприкрытом обещании Москвы включиться в израильско-сирийский конфликт на стороне Башара Асада.
О причинах нынешнего обострения на Ближнем Востоке и том, насколько вероятно вступление России в боевые действия в Сирии против хорошо подготовленной и вооруженной, в том числе и ядерным оружием, армии Израиля, обозревателю «Росбалта» рассказал эксперт по Ближнему Востоку Михаил Магид.
— В чем причина такого резкого заявления российского представителя?
— Тут есть два разных вопроса. Первый — израильские бомбежки Сирии. Режим Асада сегодня с трудом контролирует даже ту территорию, которая ему принадлежит, а это примерно 65% страны. Там расположены российские и иранские войска, а также проиранские шиитские ополченцы и наемники, которых туда привезли со всего региона — из Афганистана, Пакистана, Индии, Ирака, Ливана, даже из Йемена.
У Асада нет целостного военно-бюрократического аппарата. Он располагает сетью довольно независимых лоялистских ополчений и воинских частей, которые обложили данью местный бизнес и фермеров, отнимают у них имущество, проводят бессудные аресты, иногда воюют между собой за право рэкетировать население. 12,4 млн человек, или 60 процентов сирийского населения, лишены продовольственной безопасности в Сирии, о чем недавно сообщило продовольственное агентство ООН. В мае прошлого года голодали 9,3 миллиона человек. То есть за год произошел резкий рост нищеты в стране. На таком фоне постоянно вспыхивают бунты населения на асадитских территориях, включая даже лояльных в прошлом режиму друзов Сувейды. Из чего следует, что без иностранных сил Асада просто не будет.
Израиль ничего не имеет против присутствия войск РФ, но иранцев и их союзников считает своими главными врагами. Особенно это относится к ливанской «Хезболле» — одной из самых мощных армий в регионе, контролирующей Ливан. Это — ударный кулак Ирана со 150 тысяч ракет, нацеленных на Израиль.
— Но причем здесь Сирия?
— Сирия давно превратилась в составной элемент «шиитского полумесяца» — иранской дуги влияния от Тегерана до Средиземного моря, куда входят Ирак, Ливан, Сирия. В последнее время иранцы также пытаются расширять свое влияние на Восток, в Афганистан. Израиль считает, что у Ирана есть обширные планы колонизации Сирии, включая проникновение в сирийский аппарат безопасности, создание на территории страны местных проиранских отрядов, включая сирийские ячейки «Хезболлы», и даже прямое переселение в Сирию шиитских бойцов с их семьями.
Фактически эти планы уже выполняются. Сирийская Четвертая дивизия, возглавляемая братом Асада Махером, «человеком номер два» режима и ведущим проиранским политиком Сирии, является одним из важнейших соединений и ключевой проиранской силой, как и ополченцы из Местных сил самообороны (МСО).
Но особенно Израиль боится двух вещей — передачи «Хезболле» высокоточных иранских ракет и расширения ее присутствия (как и других проиранских сил) в районе сирийско-израильской границы.
Поэтому израильтяне каждую неделю атакуют различные объекты армии Асада и проиранских отрядов на территории Сирии. Причем эти бомбежки становятся все более интенсивными и массированными. Израильтяне хотят заставить Иран платить возрастающую цену за пребывание в Сирии, превращая иранскую попытку закрепиться в регионе в непрерывную череду людских потерь и расходов. Для Тегерана это особенно опасно из-за бедственного положения в экономике Ирана и утраты популярности правящего режима среди собственных граждан.
— Почему Россию все это так волнует?
— Проблема в том, что и режим Асада в Сирии, и Иран — союзники Москвы, и российские войска могут находится в опасной близости от объектов, которые атакуют израильтяне. Существует негласное соглашение между Россией и Израилем. Российские ПВО не стреляют по израильским ВВС, а Израиль избегает ударов по российским объектам в Сирии и поддерживает кремлевский пиар — можно вспомнить визиты Нетаньяху в Москву на 9 мая.
Тем не менее, между двумя государствами существуют разногласия, РФ беспокоит возрастание интенсивности израильских налетов, а Израиль недоволен тем, что Россия не может предотвратить концентрацию проиранских сил у его границ. Асад раздает гражданство Сирии шиитским боевикам (ливанцам, афганцам и другим) и они находятся в этих районах как граждане Сирии и члены сирийских вооруженных сил или ополчений.
Второй вопрос — это то, что в Израиле предстоят очередные, четвертые по счету выборы за последние два года. Нетаньяху нужны хорошие подарки своим избирателям, и РФ может ему с этим помочь.
— Что это за кремлевские «подарки» Нетаньяху?
— Например, сирийский телеканал Halab Today сообщил о том, что российские военнослужащие ищут тела двух израильских военных, пропавших без вести в ходе Ливанской войны 1982 года. Предположительно, они могли быть похоронены на кладбище под Дамаском. Там же ранее российские военные нашли тело израильского сержанта Захарии Баумеля, которое они передали Нетаньяху перед выборами в Кнессет в апреле 2019 года.
Кроме того, недавно произошло событие, которое весьма важно для Нетаньяху. Молодая девушка из ультрарелигиозной еврейской семьи из израильского города Модиин-Илит (ее имя не сообщается) перешла сирийскую границу и была задержана службами безопасности этой страны. Что там произошло — до сих пор неясно. То ли она оказалась в этом районе случайно, то ли произошла ссора с семьей, и она ушла из дома куда глаза глядят, то ли встречалась там со своим арабским другом (поползли слухи о еврейской Джульете и арабском Ромео — прекрасная история, достойная романа или кинофильма). Так или иначе, но Нетаньяху необходимо ее освобождение перед выборами, которые состоятся 23 марта. В ответ он планирует выпустить из тюрьмы двух человек с Голанских высот, многие жители которых лояльны Сирии. В заявлении Дамаска эти заключенные — Нихаль аль-Макт и Дияб Кахмуз — упоминались как сирийские граждане.
Все напоминает историю с израильтянкой Наамой Иссахар, которую арестовали в России, а потом отпустили (тоже перед израильскими выборами), подыграв Беньямину Нетаньяху.
Подведем итоги и соединим все вместе. Нетаньяху нужен хороший пиар перед выборами, и для него неплохо бы вернуть девушку и тела израильских военных. Он хочет, чтобы РФ, у которой есть влияние на Асада, ему помогла. Россия не против, но ставит свои условия — мол, остановите бомбежки Сирии. Нетаньяху заявил, что Израиль «находится в разгаре деликатных переговоров, работает над спасением жизней». «Я использую свои связи с Путиным для решения этой проблемы», — добавил он в интервью Армейскому радио.
— Могут ли противоречия по Сирии довести Россию и Израиль до прямого военного столкновения?
— Ни о какой войне между Израилем и Россией — двумя ядерными державами, обладающими сильными армиями, речи, конечно, нет. Идет позиционный торг. Судя по истории этого торга, высока вероятность, что стороны договорятся. Думаю, Нетаньяху получит девушку к выборам, освободит нескольких пленных сирийцев, возможно, на время, сократит интенсивность налетов на Сирию. Но в целом от этих налетов Израиль не откажется — ставки в его противостоянии с Ираном слишком высоки.
— И все же заявление Лаврентьева прозвучало очень резко. Фактически в нем читается едва скрытая угроза про «ответный удар». Понятно, что речь идет не об ответном ударе Сирии по израильским самолетам. Сирийцы и так по ним стреляют, но, судя по всему, без особого успеха…
— Я не могу предвидеть все нюансы, но могу добавить такую деталь. В израильской армии есть правило, что военные действуют без консультаций с политиками, если видят прямую опасность. Если вдруг начнется огонь по израильским самолетам, они могут сначала все накрыть, и только потом политики будут обсуждать как так вышло. Думаю, РФ не станет рисковать, стреляя по самолетам Израиля и ставя себя на грань войны с ним. Риски неоправданно высоки.
Беседовал Александр Желенин