Posted 17 февраля 2021, 15:55
Published 17 февраля 2021, 15:55
Modified 30 марта, 12:18
Updated 30 марта, 12:18
Впервые после смены президента в США НАТО проводит встречу на уровне глав МИД, в которой также примут участие представители ЕС и нейтральных российских соседей: Швеции с Финляндией. Это интересный формат, и все же главное на этот раз, что впервые свое видение будущего военно-политического союза озвучит представитель администрации Джо Байдена. Впрочем, саммит пройдет в формате видеоконференции, собраться «нормально» не позволяет пока COVID. Так что понятно, что времени для на долгие дискуссии просто не будет и заранее согласованы не только основная повестка, но и большинство запланированных к подписанию документов.
План работы накануне озвучил генсек Альянса Йенс Столтенберг. Для самих натовцев главное обсудить миссии НАТО в Афганистане и Ираке, оценить прогресс (если он есть) достигнутый администрацией Дональда Трампа в «выбивании» денег на военные расходы из стран ЕС, которое американцы называют «справедливым распределением бремени» и, наконец, рассмотреть программу «НАТО-2030».
В рамках этой инициативы Столтенберг хотел бы расширить финансирование основной деятельности НАТО по сдерживанию и обороне, в частности «поддержать развертывание сил и боевых групп на восточном фланге альянса». Вот на эту фразу и постарались обратить сразу внимание в Кремле. Что пишут российские медиа? На основании констатации Столтенбергом того, что «Китай и Россия находятся на переднем крае авторитарного наступления на международный миропорядок», кремлевские пропагандисты делают вывод, что программа НАТО будет направлена против Москвы и Пекина. Им явно очень бы хотелось это прямо услышать. И поскольку на Западе все еще упорно талдычат про «необходимость сохранения диалога с Россией», Кремлю приходится самому на словах эскалировать ситуацию.
Такой взгляд — часть общей российской политики последнего времени в отношении Запада. Такой, например, как заявление Сергея Лаврова на YouTube-канале Владимира Соловьева о возможности разрыва отношений России с Евросоюзом. Как и в этом заявлении, речь постоянно идет об общении с внутренней российской аудиторией. Именно ей Кремль доказывает, что Запад — страшный враг, верить ему нельзя. Он хочет уничтожить Россию. Но, парадоксальным образом, в это же время договаривается о продлении договора СНВ-3, спасая мир от потенциальной ядерной войны.
В Евросоюзе и НАТО, похоже, к этой риторике уже практически привыкли и даже не вздрагивают, когда слышат очередное, еще более резкое, чем предыдущие заявление. Громыхнул Лавров — а ответов ему из Евросоюза практически не последовало. В России активно обсуждают, может повернуться страна к остальной Европе задом или нет, а если может — то к чему это приведет. А в самом ЕС, похоже, обратили внимание, что сказано это было на «каком-то» YouTube-канале, а не в заявлении на сайте российского МИД, да и Кремль прокомментировал Лаврова в том духе, что он забегает вперед.
Впрочем, есть серьезный вопрос, связанный с реакцией на такие заявления самого Владимира Путина и его ближайшего окружения. Иногда создается ощущение, что это замкнутый круг, который продуцирует самосбывающиеся прогнозы. С одной стороны, внутренней пропаганде дается команда накручивать антизападную истерию. На Запад же посылаются сигналы, чтобы там не пугались — это скандал «для внутреннего пользования». Но, с другой стороны, сами-то управленцы и пропагандисты тоже живут внутри России. И вот уже прошла всего неделя с момента заявления Сергея Лаврова, а они раскручивают явно уже без всякой команды из Кремля историю о новом противостоянии с Западом. Медиа раскручивают, а руководство страны читает. Потом же, как показывает опыт подобных историй в прошлом — еще и публично цитирует.
Разворачивающаяся прямо сейчас история с требованием ЕСПЧ немедленно освободить Навального пока укладывается в эту схему. В Страсбурге не могли не понимать, какую реакцию это вызовет в Москве. Она и последовала практически незамедлительно — глава Минюста РФ Константин Чуйченко назвал это требование «заведомо неисполнимым» и заявил, что в соответствии с законодательством РФ для освобождения Навального нет правовых оснований.
Получается, что российские власти все больше убеждают сами себя. Хотели напугать избирателей и дискредитировать Алексея Навального или других оппозиционеров, а в итоге сами поверили в их связь с Западом. Поверили и испугались. Ну а страх — плохой советчик при принятии серьезных политических решений.
Иван Преображенский