Posted 11 февраля 2021, 06:37
Published 11 февраля 2021, 06:37
Modified 30 марта, 12:21
Updated 30 марта, 12:21
Российский прибор на борту орбитального аппарата миссии ExoMars-2016 впервые смог прямыми измерениями обнаружить в атмосфере Марса хлороводород. Как сообщает «Роскосмос», открытие свидетельствует о неизвестных науке механизмах взаимодействия поверхности и атмосферы Красной планеты.
Открытие совершил спектрометр Atmospheric Chemistry Suite (Комплекс для изучения химии атмосферы) космического аппарата Trace Gas Orbiter российско-европейского проекта ExoMars-2016. Хлороводород появился во время глобальной пылевой бури, а затем постепенно исчез.
Как отмечает член-корреспондент РАН, научного руководителя российского эксперимента, замдиректора Института космических исследований РАН Олег Кораблева, тот факт, что хлор был зарегистрирован во время пылевой бури, позволяет предположить существование взаимодействия между поверхностью и атмосферой, которое ранее не учитывалось. Аналоги этому процессу можно найти на Земле, косвенные подтверждения были найдены в лабораторных экспериментах.
Напомним, до этого момента было известно о существовании хлороводорода (HCl) на Земле и Венере. На Земле он попадает в воздух из моря: частицы морских солей превращаются в аэрозоль. На Венере хлороводород распадается в атмосфере под действием солнечного света и становится одним из главных факторов стабильности углекислотной атмосферы.
Открытие российского спектрометра — первый случай регистрации галогенового газа в атмосфере Марса. Это свидетельство «совершенно нового химического цикла, который нам предстоит понять», отметил профессор университета Оксфорда Кевин Олсен.
Согласно двум основным гипотезам о появлении хлороводорода, его источниками могут быть частицы пыли, поднятой с поверхности, или активный вулканизм. Малое количество хлороводорода высвобождается и во время извержений на Земле. Но в таком случае увеличение концентрации этого газа должно соответствовать сейсмическим событиям на Марсе, чего ученые пока не заметили. А совпадение по времени с началом и окончанием пылевых бурь заставляет предположить, что источник хлора все-таки находится на поверхности.
TGO (Trace Gas Orbiter, орбитальный аппарат для изучения малых газовых составляющих) — марсианский зонд, часть проекта ExoMars. Одна из основных его задач — поиск газов, которые могли бы свидетельствовать о вулканической и, возможно, биологической активности на Марсе. Их концентрация должна быть очень мала, именно поэтому от приборов на борту требуется рекордная чувствительность. Наряду с ACS этим занимается бельгийский спектрометрический комплекс NOMAD.
Сам механизм «превращения» хлора из составной части марсианских минералов в газообразный хлороводород пока непонятен — как и ответ на вопрос, куда исчезает хлороводород после пылевой бури.