Posted 11 февраля 2021, 18:02
Published 11 февраля 2021, 18:02
Modified 30 марта, 12:21
Updated 30 марта, 12:21
В XIX веке был алармистский прогноз, согласно которому транспортные проблемы парализуют мегаполисы. Лошадей потребуется столько, что города задохнутся в навозе, а если число коней ограничить, расстояния станут непреодолимы. Но на деле, как известно, возникли трамваи с автомобилями, и гужевой транспорт исчез.
Теперь о манифесте. При чтении текста Константина Богомолова меня не оставляло чувство, что где-то я подобные размышления видел. Причем, лет 20 назад, т. е. до появления проблем, о которых размышляет режиссер. И вот, наконец, вспомнил. Это же все точь-в-точь знаменитые рассуждения Константина Леонтьева, крупного русского консервативного мыслителя XIX века. Новый Константин пишет, конечно, о других реалиях, чем Константин старый, однако консервативная реакция на происходящие в мире перемены почти идентична.
Если кратко, то Леонтьев восторгался сложностью многоэтничного мира. Ему нравились народы с их красивыми вековыми обычаями. Перемены, происходившие под воздействием модернизации XIX века, он воспринимал трагически. Ему казалось, что общество движется к катастрофическому упрощению. Точно так же Богомолову кажется, что общество движется к упрощению в XXI веке под воздействием модных нынче социальных сил, доминирующих в сетях.
В принципе опасения нашего Константина можно понять. Неприятные дела порой творятся в онлайне. А уж когда они переходят в оффлайн, дело оборачивается вовсе отвратительными вещами: большой травлей за мелкие проступки, а то и просто вытравливанием собственного мнения. Но я сейчас не об этом, а о том, насколько адекватны реальной модернизации мира подобные алармистские манифесты.
Если вернуться в ХХ век, можно заметить, что упрощения мира не случилось. Леонтьев ошибся. Точнее, он прав оказался в том, что этническое разнообразие сглаживается. Но сколь много иного разнообразия внесло прошлое столетие в жизнь человечества! Насколько оно стало сложнее! Насколько мыслящий человек ХХ века оказался подвержен большему числу влияний, чем человек XIX столетия!
В общем, манифесты разного рода пугают нас обилием навоза, но реальность меняется настолько, что про навоз со временем мы вообще забываем.
Дмитрий Травин, экономист