Posted 9 февраля 2021, 16:22
Published 9 февраля 2021, 16:22
Modified 30 марта, 12:22
Updated 30 марта, 12:22
Глава Минэкономразвития Максим Решетников рассказал в среду на «правительственном часе» в Госдуме о том, как правительство пытается сдержать рост цен на еду и помогает выжить малому и среднему бизнесу в условиях пандемии.
Из его речи следовало, что Россия справляется с кризисом намного лучше других стран. Правда, при этом он ни словом не обмолвился про Китай, чья экономика выросла по итогам 2020 года на 2,3%. Сравнения же экономики России с Европой и США и вовсе следовало избегать, потому как там ВВП хоть и «упал» сильнее нашего, речь все же идет о совсем другой отраслевой структуре и перспективах снова подняться после отмены ограничительных мер.
Несмотря на это, Решетников сказал, что за прошедший год российская экономика продемонстрировала «большую устойчивость, чем оценивалось изначально». «И уже можно говорить о том, что Россия прошла 2020 год лучше, чем многие другие крупнейшие экономики», — заявил министр. По его мнению, резких провалов удалось избежать из-за разумного подхода к введению санитарно-эпидемиологических мер, а также мер по господдержке граждан и бизнеса.
Без помощи со стороны государства ВВП России мог рухнуть в 2020 году более чем на 5,5%, но в итоге опустился лишь до 3,1%, продолжил Решетников.
Наибольшая же поддержка потребовалось малому и среднему бизнесу, а также отраслям, ориентированным на внутренний спрос. «Сегодня мы видим: средний и малый бизнес восстановился еще не до конца в таких сферах, как общепит, культура, спорт, гостиничный бизнес. Поэтому по поручению президента, совместно с бизнес-сообществом правительство сейчас прорабатывает дополнительные адресные меры поддержки», — сообщил министр депутатам.
Однако многих из них по причине предстоящих выборов в Госдуму гораздо больше интересовала проблема резкого роста цен на продовольствие. Для ее решения депутатам пришлось в конце декабря оперативно принимать закон, наделяющий правительство правом устанавливать предельные розничные цены на первоочередные продукты питания на срок не более чем 90 дней. До этого момента было так, что правительство могло это делать только в случае роста цен на 30%.
Решетников попытался убедить парламентариев, что одним из основных факторов ценового скачка стала динамика валютного курса. Сильное влияние также оказал рост цен на мировых рынках и негативные ожидания по урожаям. Помимо этого, по словам министра, определенную роль сыграла «ультрамягкая» денежно-кредитная политика ряда стран, в том числе скупка центральными банками финансовых активов. «Все эти средства в конечном итоге сформировали большой спекулятивный капитал. Он пришел на рынок без живых товаров, разогрел спрос, в результате чего волатильность на мировых рынках, то есть увеличение цен, существенно возросла», — пояснил Решетников.
В ответ в КПРФ предложили перейти на госрегулирование цен, а депутат из этой фракции Николай Арефьев также напомнил, что почти все торговые сети в России — иностранные, 28 из них и вовсе зарегистрированы в офшорах. «Не пора ли их вернуть в российскую юрисдикцию?», — поинтересовался у Решетникова депутат.
Но тот назвал такой подход «крайне опасным». «Одно дело, когда вводили госрегулирование цен на лекарства из перечня жизненно необходимых, а другое — широкий спектр товаров. В таком случае придется также регулировать цены по всей цепочке, на все элементы, влияющие на себестоимость. Это приведет к тотальному регулированию всех цен в экономике или вообще дефициту товаров, когда предприятия начнут выходить из нерентабельных производств», — указал Решетников.
Что же касается деофшоризации бизнеса, то российское правительство с этим борется, заверил министр. После чего в дискуссию вмешался спикер Госдумы Вячеслав Володин, который призвал не распространять меры господдержки на компании, зарегистрированные в офшорах. «А то по ним завтра как „вдарят“ (в рамках антироссийских санкций), и тогда ни денег не будет, ни рабочих мест», — сказал депутат.
В «Справедливой России» полагают, что именно власти страны провоцируют своими решениями основной рост цен. «Наше государство контролирует 70% в экономике и это оно виновато в росте цен. Все перекладывают свои издержки на потребителя, а причина в том, что три года назад был принят закон о выведении из-под госконтроля закупок у взаимозависимых лиц», — заявил в ходе дискуссии «эсер» Валерий Гартунг. По его словам, только через эту «дыру» в России утекают триллионы. «Наше правительство пообещало внести законопроект об отмене такой нормы, но его почему-то до сих пор в Госдуме нет», — посетовал депутат.
Вскользь депутаты затронули тему начавшегося перехода западного мира на «зеленую энергетику», отказа от углеводородов и вытекающих из этого совсем не радужных перспектив для России. На Охотном ряду уже начали осознавать, что наша страна скоро лишится больших нефтегазовых доходов, так что надо срочно искать какой-то выход или придется гибнуть.
Елена Земскова