Posted 5 февраля 2021, 19:06
Published 5 февраля 2021, 19:06
Modified 30 марта, 12:23
Updated 30 марта, 12:23
В конце января — 30 или 31 — в интернете всплыл, точнее стал вновь актуальным, фрагмент из интервью от января 2000 года с тогда еще исполняющим обязанности президента России Владимиром Путиным.
В ролике он говорит:
»…Вы понимаете, когда сейчас люди реально стали смотреть на то, что происходило за последние годы, они увидели и осознали, что их просто тривиально обокрали. Посмотрите, что там происходит. С одной стороны, там полная нищета — и рядом дворцы. На какие деньги, за счет кого это все сделано?».
В Twitter и на YouTube, где это видео получило наибольшее распространение, люди активно его комментируют.
Этот фрагмент телеинтервью на самом деле выкладывали отдельно на YouTube еще в 2013 году. Но тогда, по понятным причинам, он не имел такого резонанса, как сейчас.
Обсуждаемую цитату Владимир Путин произносит в интервью ведущему телеканала ОРТ (сейчас — Первый канал) Сергею Доренко. Это было еще до трагедии подлодки «Курск», и ОРТ, тогда находившееся под контролем Бориса Березовского, информационно поддерживало Владимира Путина как кандидата на выборах президента в России, которые прошли в марте 2000 года.
Речь в этом месте разговора Доренко и Путина идет о Чечне, точнее об Аслане Масхадове, на тот момент президенте самопровозглашенной республики Ичкерии.
Владимир Путин описывает даже не государство, а территориальное образование, где полностью отсутствует закон, а правят террористы. Они там захватили власть и, по сути, наживаются на общенародных ресурсах и грабят собственное население. И против этого Россия там и воюет.
Коротко про исторический контекст…
В начале августа 1999 года боевики под командованием Шамиля Басаева вторглись в Дагестан. Масхадов на словах осудил нападения на Дагестан и его организаторов, однако реальных мер для противодействия им не предпринял.
Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, после которых басаевцы отступили с территории Дагестана в Чечню. В эти же дни — 4–16 сентября 1999 года — в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) были взорваны жилые дома.
Масхадов пытался, с одной стороны, осудить участие полевых командиров в дагестанском конфликте, с другой — обвинял российское руководство в провокациях и нагнетании напряженности. При этом он просил через посредников организовать встречу с Владимиром Путиным.
В Кремле возможность такой встречи тогда отвергли, заявив, что Масхадов не контролирует ситуацию в республике. 30 сентября российские войска пересекли административные границы Чечни, началась вторая чеченская война.
Тем не менее тема со встречей Масхадова и Путина в начале «второй чеченской» обсуждалась, во всяком случае в СМИ. Как видно из интервью, даже через три с половиной месяца после начала военной операции.
В этом интервью, после слов Путина о дворцах, вызвавших обсуждение в соцсетях, следует вопрос-реплика Доренко, что в Чечне, мол, создана гротескная Россия.
— Гротескная модель России?
И далее Владимир Путин говорит:
— Вот может, гротескная. Потому что там уровень нищеты уже совсем переходит всякие границы. В то же время мы рядом смотрим на дворцы, которые возникли на неизвестно какие деньги. То есть известно: либо это эксплуатация ресурсов, нефти и так далее, которая принадлежит, между прочим, чеченскому народу, а не одним-двум главарям бандформирований. Или это украденные деньги федерального бюджета, которые мы туда перечисляли на пенсии и социальные выплаты.
Вот как это выглядит в оригинале…
Ранее «Росбалт Like» рассказывал, как российские власти решили сделать с местными соцсетями то же, что с телевидением: заставить людей бежать на свободу.