Posted 5 февраля 2021, 16:36
Published 5 февраля 2021, 16:36
Modified 30 марта, 12:23
Updated 30 марта, 12:23
В начале февраля стало известно о предложении Минпромторга оказать «продуктовую помощь» населению. Такие предложения министерство якобы отправило в правительство, где их сейчас и обсуждают. Помощь (понятное дело, адресную) должны оказать малоимущим, беременным и кормящим матерям, семьям с детьми. Говорят, что предложено несколько вариантов, один из которых это даже выплаты деньгами, которые можно будет потратить на «покупку российских продуктов питания». Другой вариант — раздавать «пайки».
Впрочем, понятно, что эффективно администрировать эту и другие более-менее современные схемы вряд ли получится. В первом варианте неясно, как ограничиться только российским рынком и вообще тратами только на еду, а не, скажем, пиво для мужа беременной женщины. Во втором — как избежать тотального воровства и усыхания этих «пайков» до пары упаковок перловки и килограмма моркови. Поэтому ходят настойчивые слухи, которые уже подхватили анонимные телеграм-каналы, что правительство остановится на хорошо всем знакомой схеме «продуктовых карточек».
Это тем более вероятно, есть учесть разговоры о том, что фиксация цен на отдельные категории товаров, которую с такой помпой требовал лично Владимир Путин, по сути дела, провалилась. К весне ситуация станет совсем аховой — как предсказывала глава Центробанка Эльвира Набиуллина, цены могут очень резво скакнуть вверх. И это опасно не столько экономически, сколько политически — с учетом последствий январских протестов и обещаний команды Алексея Навального возобновить свои акции как раз в марте.
Властям совсем не нужно, чтобы к гражданской оппозиции внезапно присоединились «народные массы». Хотя в правительстве, похоже, плохо понимают, какой именно психологический эффект окажет на население введение продовольственных «карточек».
Кремлевские пропагандисты радостно проводят прямую связь между тем, что глава МИД России Сергей Лавров вначале «продуктивно» поговорил с новым главой Госдепартамента Энтони Блинкеным, а затем Леонид Волков, соратник Алексея Навального, заявил о прекращении протестных акций до весны. Пропагандисты продолжают тиражировать тезис о том, что США координируют политику Навального, а значит, поговорив с главой Госдепа, можно повлиять на заявления Волкова.
Звучит это как традиционная кремлевская конспирология — в духе историй про «мировое правительство». Однако в этом есть, похоже, и доля правды. Судя по утечкам про настроения в западных столицах, ни ЕС, ни США, несмотря на громкие заявления того же нового президента Джо Байдена о том, что Навальный должен немедленно выйти на свободу, никаких реальных мер для давления на Россию предпринимать не хотят. Ведь только что удалось в экстренном порядке пролонгировать договор СНВ-3, и у США есть еще целый ряд важных дел, в которых без Кремля не обойтись.
Что касается ЕС, то даже президент Франции Эммануэль Макрон, чья страна еще в январе предлагала начать обсуждать санкции против Кремля, теперь говорит о необходимости диалога с Москвой. Еще сильнее этого хочет Германия, которая, вдобавок, якобы ведет торг с США по «Северному потоку-2» и близка к тому, чтобы отстоять этот проект, так важный для России политически и очень выгодный для немцев экономически. Берлин якобы добивается снятия американских санкций со строящегося газопровода в обмен на гарантии того, что Украина не лишится статуса транзитера российского газа.
В общем, Дональд Трамп ушел, но его любимые «большие сделки», похоже, продолжают оставаться для Белого дома главным переговорным форматом с Кремлем. И поскольку сделки «большие», то такие менее масштабные проблемы, как отравление и тюремное заключение Алексея Навального, а также жесткие разгоны массовых протестов и другие нарушения прав россиян, США и ЕС совершенно не мешают. По крайней мере, до тех пор, пока в Москве не начал выходить на улицы условный миллион протестующих.
Продолжают обсуждаться упорные слухи о том, что Кремль хочет провести очередную пакетную замену губернаторов. На этот раз в преддверии осенних местных выборов, которые будут совмещены с федеральной парламентской кампанией, а значит, как считается, пройдут более комфортно для тех региональных лидеров, которым надо будет бороться за голоса избирателей.
В принципе, выборы губернаторов и так после 2018 года ни разу не бывали по-настоящему проблемными. Всех оппозиционных кандидатов просто не допускали до участия в голосовании, часто, как ходят слухи, нейтрализовывая путем угроз возбуждения уголовных дел. И все же многие хотят использовать максимум возможностей, которые открывает год больших выборов.
В частности, ходят слухи, что в ближайшее время новое назначение получит нынешний министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Такие выводы делаются на основании того, что он вроде бы выходит из совета директоров «Газпрома». Это якобы свидетельствуют о перемещении на должность за пределами правительства. Есть и конкретная версия, согласно которой самая влиятельная группа силовиков во главе с его отцом, секретарем Совбеза и бывшим главой ФСБ Николаем Патрушевым, продвигает Дмитрия на пост губернатора Красноярского края.
Ситуация в этом важном регионе сложная — его нынешний глава Александр Усс, как говорят, испортил отношения со всеми крупными бизнесменами, у которых есть интересы в крае. Вот они и попросили прислать из Москвы кого-нибудь более адекватного.
Правда, по слухам, есть и другие претенденты на губернаторское кресло в Красноярске. Например, в лице влиятельного сенатора Андрея Клишаса. Но он, как и ряд других кандидатов на смену Уссу, считается человеком только одной из групп олигархов, а нужен кто-то, что называется «равноудаленный». И это, по давней уже российской традиции, всегда человек не из бизнеса, а выдвиженец одной из группировок силовиков.
Впрочем, слухи ходят не только про Красноярский край. Кремль якобы активно ищет нового руководителя в Северную Осетию. А вместе с ним и в Ингушетию, чей нынешний глава Махмуд Али-Калиматов якобы недостаточно эффективен. Традиционно ходят слухи об отставке главы Санкт-Петербурга Александра Беглова, чьи позиции постоянно пытаются торпедировать группы влияния, конкурирующие с братьями Ковальчуками.
Так что не исключено, что Кремль может пойти на какие-то неожиданные кадровые решения. Только что отгремели массовые протесты по всей России, и администрация президента вполне может рекомендовать сделать оргвыводы в тех регионах, где недовольные выходили на улицы особенно активно (к примеру, в Екатеринбурге или Новосибирске). Но ждать этих перестановок вряд ли стоит раньше второй половины февраля.
Иван Преображенский