Posted 2 февраля 2021, 13:10
Published 2 февраля 2021, 13:10
Modified 30 марта, 12:26
Updated 30 марта, 12:26
Военный переворот, который приключился в Мьянме в ночь с воскресенья на понедельник, больше всего оставляет вопросов о Китае. Нет, речь не идет о том, что армейский мятеж организовал Пекин. Но все происходящее в Мьянме имеет к Китаю самое прямое отношение — поскольку он всеми силами стремится удержать свое преобладающее стратегическое присутствие в этой стране, невероятно для него важной.
КНР — крупнейший и жизненно важный торговый партнер Мьянмы. На Китай приходится до трети иностранных инвестиций в эту страну — и очень существенных, в инфраструктуру.
Мьянма для Пекина — стратегический выход к Индийскому океану, где Китай выстраивает цепь контролируемых им портов. Это сухопутный коридор, позволяющий в случае чего обогнуть узкое морское горлышко, ведущее из Тихого океана к Африке, Персидскому заливу и Суэцкому каналу. Мьянма играет ключевую роль и в еще более широких планах Китая по созданию транспортно-экономических трасс нового Шелкового пути в южной и юго-восточной части Евразии.
При военной диктатуре эта страна находилась под международными санкциями, что давало там Пекину монопольные возможности. Победа демократических сил в 2016 году и возвращение из-под многолетнего домашнего в ареста на важные посты лидера главной оппозиционной силы, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи изменили ситуацию. Санкции были сняты, в Мьянму пошел западный и японский капитал, у Китая появилась альтернатива. Но это и как бы легализовало присутствие КНР в очень бедной стране, вписало его в нормальный международный контекст.
Пекин быстро наладил отношения с Су Чжи и ее партией, Народной лигой за демократию. В 2020 году Мьянму с помпой посетил председатель КНР Си Цзиньпин, были достигнуты миллиардные договоренности о транспортном коридоре к порту в Индийском океане. Все было на мази — тем более, что звезда Аун Сан Су Чжи на Западе слегка закатилась. Героиня борьбы за демократию и права человека подорвала репутацию, уклоняясь от осуждения армии за расправы над мусульманским меньшинством в буддистской Мьянме.
И вот теперь — возвращение к власти генералов, Аун Сан Су Чжи арестована вместе с президентом страны и руководством ее партии. Предлог для военного переворота — итоги всеобщих выборов, где с большим перевесом победили сторонники Нобелевской лауреатки. Поддержанная армией партия сильно проиграла, и генералы заявили о подтасовках при подсчёте голосования.
Введено чрезвычайное положение, интернет не работает, телефон — с перебоями. Китай теперь будет выжидать: поддержать хунту пока нельзя, ее приход к власти обозлил Запад и будет мешать грандиозным планам Пекина в этой стране — глядишь, и сам под американские санкции попадешь как пособник душителей демократии. Но терять Мьянму Китай не собирается: он быстро найдет там пути усиления своего влияния при диктатуре генералов.
Василий Головнин, журналист