Posted 2 февраля 2021, 09:17
Published 2 февраля 2021, 09:17
Modified 30 марта, 12:26
Updated 30 марта, 12:26
Кредиторская задолженность компаний-банкротов (задолженность перед поставщиками, подрядчиками, персоналом и бюджетами) по итогам 2019 года достигла 1,9 трлн рублей, или 3,8%, от совокупной кредиторской задолженности в России, подсчитали в рейтинговом агентстве «Национальные кредитные рейтинги» (НКР).
При банкротствах кредиторам возвращается, согласно проанализированным данным, не более 5% от сумм долга. Таким образом, речь идет о 1,8 трлн рублей невозвратных потерь реального сектора в докризисном 2019 году, сообщает РБК.
Эксперты предупреждают, что высокая кредиторская задолженность компаний-банкротов создает риски для экономик регионов.
«Это не потери финансового сектора, не финансовый долг, а именно потери реальной экономики. Это то, что потеряли предприятия реального сектора в результате банкротства контрагентов», — пояснил управляющий директор группы рейтингов органов власти НКР Андрей Пискунов.
По его словам, банкротства предприятий с высокой кредиторской задолженностью имеют масштабный мультипликативный эффект на всю региональную экономику, замечает он, утягивая в банкротство эффектом домино здоровые компании, которые сотрудничали с обанкротившимся должником.
Напомним также, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.
2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил президенту РФ Владимиру Путину первый вариант общенационального плана по восстановлению российской экономики в 2020–2021 годах. 19 июня главе государства был направлен доработанный проект нацплана, а 23 сентября правительство утвердило окончательный вариант документа (стоимостью около 6,4 трлн рублей).
В ноябре Путин заявил, что объем антикризисной поддержки из бюджета в период эпидемии составил в России 4,5% ВВП, что помогло смягчить ситуацию в экономике и пройти тяжелый период без необратимых потерь.
Добавим, что по итогам 2020 года российская экономика показала спад на 3,1% относительно 2019 года, когда она выросла на 2%. Такова первая оценка Федеральной службы государственной статистики. Она оказалась лучше ожиданий Минэкономразвития и Центробанка РФ. МЭР прогнозировало спад экономики по итогам 2020 года на 3,8%, а финрегулятор — на 4-5%. Тем не менее, падение российского ВВП на 3,1% — самое сильное с 2009 года (тогда экономика потеряла 7,8%).
26 января Международный валютный фонд спрогнозировал, что экономика России в нынешнем году прибавит 3%, а в следующем — вырастет на 3,9%.
Ранее в январе международное рейтинговое агентство Moody’s поделилось своими ожиданиями, согласно которым российский ВВП в текущем году покажет рост на 2,3% после падения на 4,2% в минувшем году.
До этого, 25 декабря, глава Сбербанка Герман Греф в интервью телеканалу «Россия 24» предположил, что в 2021 году годовая инфляция в РФ будет ниже 4%, а темпы роста экономики составят 2-3%.