Posted 1 февраля 2021, 09:15
Published 1 февраля 2021, 09:15
Modified 30 марта, 12:26
Updated 30 марта, 12:26
Вчерашние события — хорошая иллюстрация к тому, что я говорил раньше об издержках решения посадить Навального в тюрьму и о мотивах его возвращения.
ФБК (объявлен в России иностранным агентом — ред.) столько лет не пытались прикрыть потому, что прекратить его деятельность таким образом нельзя — только выдавить за границу, где даже жучок в офис не поставишь. Из-за границы можно делать расследования, можно организовывать и пропагандировать «умное голосование», можно координировать всероссийские манифестации. В воскресенье протестующие по ходу действа искали информацию о маршруте шествия в Telegram-канале, на который подписались накануне, никто не обращался к ним через громкоговоритель.
Навальный вернулся и сидит в «Матросской тишине» — а Волков за границей, и до него не дотянешься. При этом сам он может легко дотянуться до любого оппозиционера в России. Если бы Навальный остался в Германии, его бы упрекали в трусости за призывы рисковать собой из безопасного убежища — и для многих это было бы отчасти убедительно. Но он рискует сам больше других, а Волкова не упрекнешь — он ведь выполняет волю узника.
Поэтому де-факто перспективы власти просты: она может либо создать ситуацию, когда ФБК работает по-прежнему, но уже будучи полностью вне ее контроля, а Навальный одним своим нахождением в российской тюрьме легитимирует движение как чисто российское даже при нахождении ключевых сотрудников за границей, — либо вернуть, как было. Возможности спастись от «умного голосования» и новых сюрпризов у нее нет при любом выборе.