Posted 30 января 2021, 08:50

Published 30 января 2021, 08:50

Modified 30 марта, 12:27

Updated 30 марта, 12:27

Героини нашего безвременья

30 января 2021, 08:50
Бесконечные детективно-мелодраматические истории утомляют зрителя. Но телевизионщики зачем-то продолжают их снимать.

Начало года на российском телевидении — такое же полусонное, как лето. Но, судя по отзывам и рейтингам, даже в этот период люди смотрят телевизор, и царящая там скука им не нравится. Особенно это касается тех, кто «не дружит» с интернетом и чей досуг в силу коронавирусных ограничений стал еще беднее. Именно на эту аудиторию, похоже, ориентируются телевизионщики, превращая неплохие и динамичные изначально сериалы в «Санта-Барбару». Из года в год выходят новые сезоны, занимающие лучшие места в прайм-тайм, но их ценность, помимо снабжения актеров стабильной работой, все более сомнительна.

Нынешней зимой в этом смысле отметились «Тайны следствия» и завершающаяся на этой неделе «Ищейка» (адаптация одноименного американского сериала). Оба проекта на старте были неплохи.

Натурные съемки на живописном черноморском побережье, вкрапление местного быта и нравов, приятный саундтрек, а также обаятельная главная героиня Александра Кушнир в исполнении Анны Банщиковой — все это придало российской «Ищейке» собственный шарм, позволив избежать бездумного копирования. Актрисе удалось создать образ обычной женщины со своими слабостями, которая при этом обладает аналитическим мышлением и умеет принимать решения.

Сериал «Тайны следствия» идет еще с начала 2000-х годов и основан на детективных романах Елены Топильской, которая когда-то была сотрудником прокуратуры. Он был лишен голливудского лоска и отличался камерной, неспешной, но тревожной атмосферой Северной столицы, заметно контрастирующей с той же южно-колоритной «Ищейкой». А главным его украшением стала, несомненно, главная героиня Мария Швецова, которую сыграла Анна Ковальчук. Авторы сериала эксплуатировали несколько иной женский типаж, нежели в «Ищейке»: немного отстраненной и холодной красавицы, в которой пытливый ум сочетается со страстной, на самом деле, натурой.

Увы, теперь оба сериала перестают радовать и увлекать даже своих самых преданных поклонников. На первый взгляд, причина банальна: надоело. Но ведь у многих людей есть любимые книги, фильмы, музыкальные записи, в которых вообще ничего не меняется — и которые прочитываются, просматриваются и прослушиваются не один раз. Поэтому утрата интереса к долгоиграющим детективам с мелодраматическим уклоном связана именно с тем, что они становятся хуже.

С одной стороны, их создатели спекулируют на тяге зрителя к стабильности, на иллюзиях, что если на экране все остается по-прежнему, то и в окружающем мире обстановка более-менее спокойная. Казалось бы, именно сейчас такая психотерапия может быть актуальной. Но в то же время приходится считаться с ходом времени и привносить в жизнь героев какое-то развитие. А поскольку главные персонажи «Тайн следствия» и «Ищейки» — женщины, и целевая аудитория соответствующая, то развитие в основном сводится к сумбуру в личной жизни и попыткам совместить ее с решением карьерных проблем.

В итоге авторы придумывают довольно странные ходы. В «Тайнах следствия» это расставание Марии с мужем, хотя их семейный уют долгое время был основным украшением сериала. В «Ищейке» Александру в угоду моде на ЗОЖ лишают одной из главных «фишек» — любви к сладостям, которые помогали ей держать себя в тонусе.

Другой причиной деградации таких затянувшихся сериалов является откровенная усталость актеров. Многие полюбившиеся зрителю второстепенные персонажи выпадают из обоймы из-за того, что исполнители хотят попробовать что-то новое и поучаствовать в других проектах. А ведущие актрисы отрабатывают экранное время без намека на ту «искру», которая когда-то привлекла зрительское внимание.

И третий немаловажный фактор — это кризис детективного жанра в российской массовой культуре. Делая упор на личной жизни персонажей и разборках в коллективе, авторы все более небрежно и вяло прописывают линию криминальных загадок, которая, по идее, должна быть на первом плане. Ведь неслучайно легендарные сыщики в литературе и кино либо не имеют семьи и постоянных любовных связей, либо эта линия почти не привлекает внимания.

Ценность детектива состоит именно в интеллектуальных и психологических ребусах, а также в адреналине от чувства опасности. И в остальном мире этот жанр как раз набирает обороты — США, Великобритания, скандинавские страны выпускают не слишком затянутые, но яркие проекты, которые все больше пользуются спросом и у российского зрителя.

Но отечественное телевидение явно исходит из того, что его аудитория руководствуется скорее чувствами, чем разумом, а потому и дальше будет употреблять давно приевшийся продукт. Ведь съемки очередного сезона «Ищейки» уже стартовали осенью, да и «Тайны следствия» отнюдь не собираются на отдых — по некоторым данным, 21-й сезон может выйти в декабре текущего года. Внесет ли прохладная зрительская реакция какие-то коррективы в эти планы — покажет время.

Людмила Семенова

Подпишитесь