Posted 26 января 2021, 22:13
Published 26 января 2021, 22:13
Modified 30 марта, 12:28
Updated 30 марта, 12:28
Президенты России и США во вторник вечером впервые поговорили по телефону. Владимир Путин поздравил Джо Байдена с вступлением в должность. Беседа началась с того, что лидеры двух держав «выразили удовлетворение» в связи с договоренностью о продлении договора СНВ-3 (подробнее об этом решении читайте здесь). Кроме того, как сообщает официальный сайт Кремля, «обсуждены актуальные вопросы двусторонней и международной повестки дня». В их числе пандемия коронавируса, выход США из Договора по открытому небу, иранская ядерная сделка, «внутриукраинское урегулирование», а также российская инициатива о проведении саммита постоянных членов Совбеза ООН.
Однако сайт Белого дома приводит и другие темы, вызывающие озабоченность Байдена, которые он поднял в разговоре с Путиным. Это хакерство, сообщения о том, что Россия предлагала деньги за убийство американских солдат в Афганистане, вмешательство в выборы в США в 2020 году, а также отравление Алексея Навального.
«Президент Байден четко дал понять, что Соединенные Штаты будут твердо действовать в защиту своих национальных интересов в ответ на действия России, которые наносят вред США или их союзникам», — подчеркивают в Белом доме.
Судя по тому, как расставлены акценты в российском и американском сообщениях о разговоре двух президентов, новый пакет санкций против России долго ожидать не придется. В связи с этим «Росбалт» попросил экспертов ответить на вопрос, может ли Запад придумать такой способ давления на Кремль, который не ударил бы по интересам рядовых граждан России.
«Новые санкции не могут не затронуть население России. Механизм простой и уже отработан. Меры против конкретных олигархов уже вводили. Но наши власти стараются компенсировать их потери, вводя для них, например, налоговые послабления. Подобное уже было.
Не надо иллюзий, чудес не бывает. Все эти налоговые послабления для олигархов оплачивает российский народ. Ближайшее окружение нашего лидера от этих санкций оказывается даже в выигрыше. Во всяком случае власть пока находила средства, чтобы компенсировать потери околокремлевских олигархов. Только вот для народа это потом оборачивается повышением пенсионного возраста, отказом от компенсаций пенсий работающим пенсионерам. Эти меры по поддержке «ближайшего окружения» измеряются миллиардами и триллионами рублей, которые недополучают потом граждане страны.
Очевидно, что если будут приняты такие обезличенные санкции, как меры против российского госдолга, станет труднее финансировать бюджетные расходы. Это, естественно, отразится на уровне жизни многих людей — будут снижаться индексации зарплат и пенсий, трансферты в Пенсионный фонд, а новые заимствования станут дороже. То есть эта ноша в конечном итоге тоже будет возложена на народ.
Такая мера как отключение российской экономики от международной системы платежей SWIFT тоже возможна. В результате возрастут издержки для нашей банковской системы. По опыту Ирана, который из-за западных санкций несколько лет назад был отключен от SWIFT, известно, что многие сделки в таком случае переходят на наличный расчет. В нашем случае, возможно обходиться без этого, но однозначно, что все эти обходные пути будут приводить к увеличению издержек в экономике, которые, опять-таки, будут компенсироваться за счет российского населения».
«Многое зависит от того, какими будут новые санкции. На мой взгляд, эффективны точечные меры против конкретных лиц и компаний. «Ковровые» (по аналогии с «ковровыми бомбардировками») санкции бьют по населению и скорее толкают его в сторону поддержки действующей власти.
Значительная часть российской элиты, в том числе и укрепляющиеся сегодня силовики, ориентируется на самоизоляцию. То есть, они стремятся сделать свою страну изгоем собственными силами. Эти люди как раз заинтересованы в таких неразборчивых и неперсональных мерах.
Тем не менее и санкции против конкретных компаний, конечно же, могут прямо или косвенно ударить и по более широким слоям населения, нежели только по бенефициарам конкретных компаний. Но это все же более эффективно, потому что среди той части элиты, которая завязана не только на голое подавление, но и на экономические процессы, будет возникать недовольство и провоцировать некоторые расколы в ней.
Такие санкции могут состоять, прежде всего, в поиске зарубежных активов представителей кремлевской элиты, либо в наложении эмбарго на пользование ими, в ограничении экономических транзакций с компаниями, завязанными на российский режим.
Подобные активы есть почти у всех представителей российской элиты. При определенных усилиях все это выявляемо, поскольку банковская тайна сегодня стала условным понятием и в целом мир стал гораздо более прозрачным.
Отключение России от SWIFT стало бы очень жесткой мерой, которая ударила бы по всем гражданам страны. У нас очень небольшая часть населения пользуется международными денежными переводами, но отключение этой системы платежей оказало бы негативное воздействие на всю экономику РФ и скорее содействовало бы консолидации (по крайней мере, временной) жителей страны вокруг власти».
«Только что назначенная министром финансов в новой администрации США Джанет Йеллен сказала, что санкции против России будут носить стратегический характер. Однако скорее всего это будут меры против конкретных людей и нескольких компаний аффилированных с государством. Напрямую эти меры население не затронут.
В то же время, всех россиян могут коснуться секторальные санкции, если США, например, призовут Европу не покупать российские нефть и газ. Из опыта таких шагов, предпринятых несколько лет назад в отношении Ирана, мы знаем, что это может нанести существенный ущерб населению, потому что это привело бы к резкому снижению доходов бюджета и финансирования социальных программ.
Если же новые санкции все же останутся персональными или будут приняты в отношении нескольких российских компаний, то особого ущерба населению России они не принесут и макроэкономическую стабильность не обрушат. Тем не менее, в этом случае может иметь место очередное снижение курса рубля по отношению к основным валютам, поскольку после введения нового пакета санкций люди обычно стремятся переводить свои сбережения в доллары. Частично это может спровоцировать рост цен на импортные товары, но прямого и быстрого ущерба для населения скорее всего не будет.
Санкции в отношении российского госдолга и наших золотовалютных запасов нанесли бы нам серьезный ущерб, стали бы причиной паники на российском финансовом рынке. Но это было бы слишком радикальным решением. Думаю, что новая американская администрация к таким мерам, вероятнее всего, не готова.
Полагаю, что и отключения России от SWIFT пока производится не будет. Однако если усиление напряжения в российско-американских отношениях будет продолжаться, то, возможно, американцы вернутся к этому вопросу. Но пока — нет».
Александр Желенин