Posted 26 января 2021, 14:52
Published 26 января 2021, 14:52
Modified 30 марта, 12:29
Updated 30 марта, 12:29
Председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков в эфире программы «О!Пять! Росбалт» рассказал о стратегии партии на выборах 2021 года, как разделят между собой избирательный округ Москвы Любовь Соболь и Сергей Митрохин, а также о том, сможет ли Юлия Навальная выдвинуться в Госдуму от «Яблока».
— Любовь Соболь и Сергей Митрохин планируют идти в Госдуму по одному одномандатному округу. Как с этим быть?
— Давайте я расскажу вам свою позицию по этому вопросу. Действительно, и Сергей Митрохин, и Любовь Соболь хотят баллотироваться по центральному округу Москвы. В России 225 одномандатных округов. В большой части из них есть возможность проводить кампанию не хуже, чем в ЦАО Москвы. Моя задача (и я не знаю, как я справлюсь с ней в итоге), чтобы люди, которые могут и хотят, участвовали в выборах и не толпились в одном округе. Даже в Москве 15 округов. Я должен найти для каждого кандидата округ, в котором он сможет баллотироваться. Поэтому мы в ходе партийной реформы хотим ввести возможность праймериз.
— Праймериз между Любовью Соболь и Сергеем Митрохиным возможны?
— В данном случае это не лучший вариант. Потому что если у вас участвуют два человека в праймериз на один округ, то второй, получается, выпадает. В другом округе тоже праймериз — они же одновременно происходят. Там уже будет свой победитель. Поэтому я буду стремиться к тому, чтобы предложить каждому из людей лучший округ.
- Вы Сергею Митрохину будете другой округ предлагать или Любови Соболь?
— Мы стараемся, когда ведем переговоры, договариваться с партнером, что мы озвучиваем, а что нет. С Любовью мы договорились озвучивать, что такие переговоры ведутся, а дальше давайте, как события будут развиваться, мы будем рассказывать.
— Может кто-то из «несистемной» оппозиции пойти на выборы от партии «Яблоко»?
— Конечно. И в 2016 году так было, и только что на региональных выборах. У нас есть свой принцип выдвижения кандидатов. Выборы проходят по всей стране. Есть много муниципалитетов, регионов. В ручном режиме за всеми не уследишь. У нас есть меморандум, который подписывают все участники выборов от партии «Яблоко», где сформулированы основные принципы того, для чего мы участвуем в политических выборах и политическая позиция. Есть еще организационная часть, которая регламентирует, как человек участвует в выборах и работает с нами в случае избрания. Эти правила общие для всех.
— Давайте я прямо спрошу. Юлия Навальная, если она захочет пойти в Госдуму, сможет выдвинуться от «Яблока»?
— Меня об этом уже спрашивали. Я не вижу больших препятствий для этого. Если у нее есть желание, то у нас есть общие правила, меморандум и политическая позиция.
— Григорий Явлинский не является несменяемым лидером партии «Яблоко»?
— При нем сменяется уже четвертый председатель партии.
— Он глава политического комитета. Формально он не главный в партии, но мы понимаем, что его авторитет в ней самый большой.
— Политический комитет — это орган, принимающий решения о политических и стратегических позициях партии. Он объединяет очень много наших политиков.
— Сейчас главный в партии — Явлинский. Скажите мне, если я неправ.
— Явлинский — это человек, который пользуется в партии гигантским уважением. Может, даже наибольшим. Только это гарантируется его биографией, знаниями и опытом. Это абсолютно нормально.
— Послушайте, Володин про Путина так же говорит.
— Зачем тогда Путин остается главой государства, можно спросить?
— А зачем Григорий Явлинский остается главой партии «Яблоко»?
— Нет, он не председатель партии.
— У кого полномочий больше — у вас или у Явлинского?
— Это неправильная формулировка. Самое важное, что есть в «Яблоке» и нет в других структурах, это то, что решения должны приниматься коллективно. Я не лидер партии, который единолично говорит всем, что делать: распускает, увольняет, принимает. Это вообще неправильно. В таких условиях «Яблоко» никогда бы не смогло выжить почти 30 лет в российской политике.
— Почему из партии выгнали Максима Каца?
— У него просто своя судьба, свое будущее, свое понимание, что надо делать.
— Но он не хочет уходить из партии. И он партии, очевидно, полезен.
— Многие считают по-другому.
— Беседина от кого выдвигалась в Мосгордуму? Они с Кацем провели отличную кампанию и выиграли.
— И мы провели три отличные кампании.
— Провести в Думу Евгения Бунимовича и Сергея Митрохина можно только благодаря тому, что они Евгений Бунимович и Сергей Митрохин. Этого достаточно.
— Вы совсем не готовились к интервью. Он выиграл у человека, который был одним из приоритетных кандидатов для партии власти.
— Как его зовут?
— Я не помню уже. Ректор какого-то университета. Там была кампания в духе девяностых годов, когда выпускали газеты с более чем сомнительными содержанием, разгоняли пикеты, резали баннеры.
Давайте я вам вкратце расскажу про изменения в нашей партии. Мы хотели бы, чтобы члены партии принимали больше участия в процессе принятия, выработки и реализации решений. Мы хотим проводить реальные праймериз внутри партии. Попробовали сделать их на выборах мэра Москвы…
— И получилась беда.
— Давайте чуть позже об этом. Потому что это отдельная длинная история. Главное — мы сделали выводы для себя. Мы хотели бы, чтобы все члены партии по всей стране выбирали председателя голосованием. Во всяком случае, я бы хотел. То есть, я бы хотел, чтобы все члены принимали больше участия. Но больше участия невозможно без большей ответственности и большего вовлечения в политическую работу. Нельзя раз в год прийти на какое-нибудь собрание и указать верный путь. Если ты участвуешь в принятии какого-то решения, ты должен понимать, почему-то или иное решение принимается.
— Какой результат на выборах в Госдуму для вас будет удачным?
— Качественно нам обязательно нужно сформировать фракцию. Будет ли это означать, что сразу все перевернется, и сразу примут все законы? Нет, не будет. Но тогда у страны будет шанс развернуть все в правильную сторону. В первый день будут внесены проекты об отмене законов об иностранных агентов, «закона Димы Яковлева». Но, чтобы сформировать фракцию, нужно прохождение списка. Одномандатники не формируют фракцию.
— Вы серьезно думаете, что список может пройти? Признанный в РФ иноагентом «Левада-центр» вам 2% дает (согласно исследованию от 09.12.2020 — 1%).
— А ВЦИОМ — 4% (исследование от ноября 2020 года). Более того, если людей просили выбрать две-три партии, то «Яблоко» получало уже 10%. То есть у нас есть возможность бороться за 10% людей, которые допускают для себя при выборе двух партий голосование за «Яблоко». Если люди придут на участки, мы точно будем в Госдуме. Если не придут, они опять «нарисуют» себе хороший результат.
Полную версию программы смотрите на канале «Росбалт News».
Беседовали Алексей Волошинов и Станислав Корягин