Posted 25 января 2021, 17:45

Published 25 января 2021, 17:45

Modified 30 марта, 12:29

Updated 30 марта, 12:29

Навальный превращает Путина в Лукашенко

25 января 2021, 17:45
Иван Преображенский
Появились признаки того, что решение «бить или не бить» в Москве будут принимать с оглядкой на Евросоюз, который пока поставил санкции «на паузу».

Один за другим европейские политики требуют от Кремля соблюдения законов, прекращения применения силы против мирных протестующих и освобождения Алексея Навального. В том же ключе высказываются и дипломаты других стран. Особняком стоит только Китай. Еще накануне массовых протестов, которые прошли в более чем 160 российских городах, Пекин четко высказался за право российских властей защищать «стабильность и порядок» у себя в стране.

Первым о необходимости немедленно освободить Алексея Навального, и одним из первых о недопустимой жестокости в отношении мирных демонстрантов, высказался польский президент Анджей Дуда. Но активнее всего давить на Россию стараются немцы. Для Германии, как и для Польши, любые катаклизмы в Москве — фактически фактор внутренней политики. Неудивительно, что в защиту протестующих высказалась и действующий канцлер ФРГ Ангела Меркель, и ее наиболее вероятный преемник, только что избранный председатель правящей в стране партии ХДС Армин Лашет.

О «проблеме Навального» и митингах говорил и уполномоченный Бундестага по восточной политике, а также представители всех парламентских партий ФРГ. Особенно активно — «зеленые», которые настойчиво требуют увязать проблему соблюдения прав человека в России и экономического сотрудничества с Кремлем.

В частности, немецкие «зеленые» настаивают на прекращении практически завершенного проекта трубопровода «Северный поток-2». По их мнению, это строительство — «прямая поддержка политического режима Владимира Путина», а также стратегическая угроза» энергетической политике и ценностям Евросоюза.

В итоге, по предложению уже не Германии, а Франции, ЕС приступил к рассмотрению практических санкций, которые должны были бы принудить российские власти отпустить Алексея Навального на свободу и прекратить нарушать права человека в целом и свободу собраний в частности.

В России, впрочем, уже ответили, что раз вся Европа выступает как под копирку, то эти заявления кем-то инспирированы. При этом в Москве предпочли традиционно поставить в центр внимания США. Могли бы, кстати, начать с той же Польши — в связи с жестким разгоном совершенно мирных митингов в Варшаве. В конце концов, нельзя сказать, что американская сторона была самой активной в осуждении насилия против митингующих 23 января, а равно спешила с протестами из-за ареста Алексея Навального. И все же именно посла Соединенных Штатов вызвали в российский МИД, чтобы попенять ему за «вмешательство во внутренние дела».

При этом реальная реакция на митинги в России оказалась куда мягче, чем можно было ожидать. Есть уголовные дела, но Кремль при этом старается не втягивать во внутрироссийские баталии «заграницу». Напротив, Владимир Путин, против обыкновения, не стал «валить все» на происки «заокеанских партнеров» в своих оправданиях насчет дворца в Геленджике (которые на Западе расценили как путаные и малоубедительные).

А российский сенатор с «ястребиной» репутацией Алексей Пушков внезапно начал объяснять коллегам, что время отключать в России YouTube еще явно не пришло, так как уровень зависимости страны от международных сервисов, оказывается, еще слишком высок. Да и Госдума с Советом Федерации, в отличие от протестов 2019 года, не начали пачками вызывать к себе «на ковер» представителей зарубежных СМИ, требуя от них покаяний за вмешательство во внутреннюю политику России.

С чем бы могла быть связана такая странная то ли оттепель, то ли просто пауза в противостоянии с Западом? Возможно, ответ связан с заседанием глав МИД стран-членов Евросоюза, которое без особых результатов прошло в понедельник, 25 января — всего через два дня после разгона в России мирных протестов. По его итогам против России или, точнее, кремлевского руководства не было введено никаких новых санкций, в том числе, персональных. И это несмотря на соответствующие предложения Франции, озвученные накануне (против которых, вроде бы, никто и не протестовал).

Как бы то ни было, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что намерен в начале февраля приехать в Москву и встретиться с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Вероятнее всего, их встреча состоится уже после решения суда по замене условного срока для Алексея Навального на реальный и возможной общественной реакции на вынесенный приговор. По мнению Борреля, именно в этот момент появится «хорошая возможность», чтобы обсудить с российским коллегой «все актуальные вопросы».

Нетрудно предположить, что окончательное решение по санкциям Евросоюз примет только после этого визита — в зависимости от того, что случится с Навальным и какую реакцию это вызовет в России. Пойдет все гладко, и Брюссель никого персонально в Москве наказывать не станет или выберет «стрелочников». Будет «закручивание гаек» — новых санкций не миновать.

В России это, видимо, понимают. Можно даже предположить, что ЕС даже уже транслировал свое решение российским партнерам, чем и объясняется их внезапно мягкое поведение.

Бить или не бить? В Кремле, возможно, пока не приняли решение. Тем более что неизвестно, только ли новые персональные санкции лежат на чаше весов или там еще судьба газопровода «Северный поток-2» или угроза каких-то более глубоких мер экономического давления. Нельзя также сбрасывать со счетов шанс на «перезагрузку» отношений с США, что в Москве явно восприняли бы как запоздалый рождественский подарок.

Иван Преображенский

Подпишитесь