Posted 21 января 2021, 21:01

Published 21 января 2021, 21:01

Modified 30 марта, 12:31

Updated 30 марта, 12:31

Почему Эрдогану грозят переворотом

21 января 2021, 21:01
О том, правда ли, что нынешний турецкий лидер управляет страной лишь номинально и может потерять кресло, рассказывает востоковед Виктор Надеин-Раевский.

В представлении российского читателя и телезрителя президент Турции Реджеп Эрдоган — всевластный правитель, которому никто не может перечить. Однако вызывающие заявления, которые на днях в его адрес сделал турецкий экс-премьер Ахмет Давутоглу, показывают, что у Эрдогана на внутриполитической арене может появиться конкурент.

«Эрдоган сейчас находится под влиянием сил, совершивших переворот 28 февраля (имеется ввиду „бархатный“ переворот 28 февраля 1997 года, когда военные вынудили уйти в отставку премьер-министра Неджметтина Эрбакана, считающегося основателем „политического ислама“ и наставником нынешнего главы государства, — „Росбалт“)», — отметил Давутоглу в своем Twitter, добавив, — «только внешне кажется, что страной управляет Эрдоган. На следующем этапе они свергнут Эрдогана».

Помимо этого, политик, который возглавлял правительство Турции в 2014–2016 годах, дал понять, что Эрдоган находится еще и «на крючке» у Соединенных Штатов. «Его активы представлены Конгрессу в дополнение к досье (на него)», — добавил Давутоглу. Все это, конечно, сильно бьет по образу всевластного турецкого «султана».

О том, чем вызвана атака бывшего главы турецкого правительства на Эрдогана, насколько велико влияние Давутоглу и формируемой сейчас им партии на внутриполитическую жизнь Турции, обозревателю «Росбалта» рассказал старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский.

— На ваш взгляд, президент Турции Реджеп Эрдоган действительно находится под влиянием неких сил в своей стране и за рубежом?

— Доверять словам профессора Давутоглу я бы не стал. Он, конечно, большой теоретик, но как был университетским профессором, так оставался им и тогда, когда был министром иностранных дел, и когда стал премьер-министром Турции. Расхождения с Эрдоганом у него были очень серьезные. Ему в свое время не понравилось, что турецкий президент решил подгрести под себя всю власть — и законодательную, и исполнительную, и судебную. Он не стал подыгрывать в этом Эрдогану, пытался тормозить эти процессы за что и поплатился — президент отправил его в отставку.

Так что быть недовольным своим бывшим шефом у Давутоглу есть все основания. Сейчас экс-премьер, вышедший в 2019 из правящей «Партии справедливости и развития (ПСР) создает новую политическую силу — Партию будущего.

— Насколько влиятельна партия, которую возглавляет Давутоглу и соответственно, на что он может рассчитывать на парламентских выборах?

— Пока это трудно сказать. Было уже несколько попыток создания чего-то взамен ПСР, но серьезной поддержки политические деятели, которые этим занимались, не получили. Эрдоган избавился от многих своих партийных соратников. Хотя, в принципе, авторитет ПСР держится на Эрдогане. По всем опросам рейтинг Эрдогана выше, чем рейтинг его партии.

— Это напоминает то, что происходит той же сфере в России. У нас ведь тоже рейтинг «правящей» «Единой России» ниже рейтинга Владимира Путина и поддерживается за счет его неформального лидерства в ней…

— Да-да, примерно то же самое происходит и в Турции. Эрдоган также личность харизматическая. Он, как говорится, запал в сердце турецкому избирателю. Шаги, которые он предпринимает, в том числе, и на международной арене, изначально ориентированы на внутриполитическую аудиторию. Это и политика Анкары в Ираке, Ливии, и борьба против курдов в стране и в Сирии.

В отношении курдов в Турции ведь в свое время были сделаны определенные шаги — начались переговоры, была достигнута с ними договоренность о прекращении огня, началось преподавание курдского языка в школах (правда, во внеучебное время, но все же). Однако турецким правым это категорически не понравилось, и Эрдоган был вынужден пойти на уступки Партии националистического движения, которую возглавляет Девлет Бахчели.

— Не очень понятно с какой стороны Давутоглу критикует Эрдогана — с позиций сторонника светского государства или консервативного исламиста?

— С одной стороны, Давутоглу всегда сочувствовал консервативному исламизму и вместе с Эрдоганом занимался разрушением всей системы сдержек и противовесов, которые удерживали турецкое государство от сползания к исламизму. Но, с другой стороны, по крайней мере 30% турок категорически против того, чтобы жить в мусульманском государстве. Это сторонники светской Турции.

— Насколько я понимаю, это те люди, которые живут в основном в крупных городах, прежде всего в Стамбуле и столице — Анкаре?

— В основном, да. В крупных городах партия Эрдогана и он сам проигрывают на выборах. Его больше поддерживают в малых городах и в сельской местности.

Там больше людей, ориентированных на ислам и даже готовых жить по законам шариата.

— Почему Давутоглу совершил этот «наезд» на Эрдогана именно сейчас, ведь до парламентских и президентских выборов в Турции еще далеко — и те, и другие должны пройти в 2023 году? Может быть, заявления экс-премьера связаны с тем, что он ожидает досрочных выборов?

— Как говорится, все в руках Аллаха! Здоровье Эрдогана ведь не самое крепкое в мире — у него сахарный диабет. Как-то он даже потерял сознание во время Рамадана (месяц строгого поста у мусульман, — «Росбалт»). Да и возраст тоже солидный. Но в целом надо понимать, что слова Давутоглу не обязательно имеют под собой серьезное основание. То, что в Турции называется «глубинным государством» — чиновничество, армия, профессура, СМИ, за время правления Эрдогана было в значительной степени раздавлено и зачищено.

Беседовал Александр Желенин

Подпишитесь