Posted 18 января 2021, 08:04

Published 18 января 2021, 08:04

Modified 30 марта, 12:33

Updated 30 марта, 12:33

Пашиняна доклевывают за уступки Алиеву и Путину

18 января 2021, 08:04
Эхо московской встречи гулко резонирует в Ереване: теперь премьера обвиняют в «предательстве» армянских пленных и утрате почти $40 млрд.

После недавней встречи в Москве президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении по Карабаху, оставшийся у Никола Пашиняна небольшой внутриполитический ресурс стал иссякать еще стремительнее. Второе с ноября прошлого года заявление, подписанное в январе «тройкой», дало основание армянам обвинить премьера в очередной капитуляции перед Ильхамом Алиевым и в «предательстве» военнопленных. Пошедшая на некоторый спад митинговая активность в Армении вновь всколыхнулась — оппозиция предупредила, что на сей раз акции протеста будут «более жесткими». Избранный ею кандидат в премьеры РА Вазген Манукян начал визиты в армянские регионы. Словом, Пашинян, «проигравший войну» и «предавший» своих пленных, не сумевший отстоять ни одного интереса собственной страны, должен уйти. И точка.

Напомним, по итогам январских трехсторонних переговоров в Москве было принято совместное заявление, предусматривающее разблокировку сухопутного и железнодорожного сообщения. А вот вопрос освобождения Азербайджаном армянских пленных решен так и не был, хотя Пашинян и утверждал, что он стоит во главе угла. По данным армянской стороны, у противника находятся, по меньшей мере, 120 военнослужащих. Баку утверждает, что их всего пять, а остальные — «преступники», и их будут судить.

Армяне шокированы. Они считают, что Пашинян прежде должен был заручиться гарантиями возвращения пленных, а потом уже искать транспортно-экономические выгоды — впрочем, сомнительные, с их точки зрения, для Еревана и очевидные для Баку. Хотя Армения, наконец, сможет избавиться от многолетней транспортной блокады, восстановив железнодорожное сообщение с Россией через Азербайджан (ранее оно осуществлялось по территории Грузии, но прекратилось более 30 лет назад из-за абхазской войны). Азербайджан, в свою очередь, посредством территории Армении, восстановит сообщение с Нахичеванской Автономной Республикой и выйдет на турецкий рынок. «Кроме того, — пояснил Алиев, — турецкие и российские железнодорожные артерии соединятся».

От такой перспективы выиграют не только Армения и Азербайджан, но также Турция с Россией. Тем не менее, в Ереване считают, что Пашинян, вновь уступивший «врагу», опростоволосился; он плохой переговорщик, надо поставить нового и «дожать» Баку с возвращением пленных. Правда, вопрос, как «дожать» победителя в заданных условиях, и какие на это есть механизмы, остается без ответа — ведь смещение Пашиняна с поста премьера и назначение нового переговорщика вряд ли изменят ситуацию. Тут армянам приходит в голову далеко не новая идея, что «во всем виновата Россия», традиционно взявшая сторону Азербайджана. О еще одной «зловредности» Москвы — на сей раз, со ссылкой на самого Пашиняна — будет сказано ниже.

Что же касается возвращения пленных, международное сообщество, похоже, вопрос этот игнорирует и давления на Баку не оказывает: решение проблемы оставили трехстороннему переговорному формату Путин-Алиев-Пашинян, показавшему свою эффективность в договоренностях о прекращении войны, возвращении Азербайджану значительной части оккупированных территорий и разблокировании транспортных коммуникаций. А там, гляди, решатся и гуманитарные проблемы. Но для этого Ереван должен не митинговать, а начать активный диалог с международными структурами, включая правозащитные. Этого пока не видно. В целом же сложно сказать, что реально, кроме разблокирования транспортных коммуникаций, обсуждала «тройка» за закрытыми дверями, и по каким еще вопросам шел торг. И не стала ли московская встреча неким прологом к новым «сюрпризам» более глобального масштаба.

Строго говоря, решение разблокировать транспортные коммуникации — это недооцененная армянской стороной благая весть, способная активизировать торговлю между участниками конфликта, Арменией и Турцией, а также первой с государствами ЕАЭС. Но в Ереване опасаются «туркезации» республики, конкурентоспособности турецких товаров и, соответственно, падения внутреннего спроса на продукцию местного производства. Ну и транзит азербайджанских грузов по территории РА воспринимается ею как политическая «экспансия» Баку и Анкары. Со временем, когда торговля и, соответственно, контакты между людьми наладятся, а в Армению потекут хоть какие-то деньги, этот страх пройдет. Но для восстановления психологического равновесия армянского общества, открытия коммуникаций, в республике должно быть снято внутриполитическое напряжение. А оно нарастает и, по большому счету, уход Пашиняна проблему не решит. Напротив, усугубит, поскольку его могут сменить гораздо более радикальные политические силы.

Заметим также, что позиции Алиева и Путина вокруг ситуации в Карабахе видятся абсолютно созвучными, чего не скажешь о Пашиняне. Для лидеров России и Азербайджана конфликт исчерпан — во всяком случае, так они говорят. А премьер Армении полагает, что его нельзя считать урегулированным до окончательного определения статуса Нагорного Карабаха. Отметим, что за всю историю так называемой «независимости» НКР статус этот не был определен и самим Ереваном, то есть неясно, чего он хотел: независимости «второго армянского государства», или его слияния с самой Арменией. Пашинян желает, чтобы переговоры по статусу проходили в рамках Минской группы ОБСЕ: рассчитывает на «веское» слово сопредседателей от США и Франции. На поддержку России в Ереване уже не уповают — ведь если б не ее фактор, не было бы ни ноябрьского заявления, положившего конец войне с возвращением территорий Азербайджану, ни январского, игнорировавшего передачу пленных и поставившего Пашиняна под серьезный удар на родине.

Признать, что «азербайджанская повестка» для Москвы является приоритетной, все же стоит, хотя это не тождественно порочности приоритетности. Однако Москва, Баку и Анкара, с позиции наиболее сильных, для общего блага и соображений безопасности, должны содействовать восстановлению и развитию Армении, которая после возвращения оккупированных ею территорий, высокого градуса политического противостояния, гибели людей, потока беженцев находится в крайне тяжелом финансово-экономическом и психологическом состоянии. В общем, ей надо помочь справиться с проблемами, если она сама того пожелает, причем не только в интересах гуманности, но и политического прагматизма. Если этого не сделают, как минимум, Россия и Азербайджан, «плечо» (не более чем идеологическое) подставят уже совершенно другие силы — к примеру, США, Франция.

Возвращаясь к вопросу «зловредности» России. Напомним, московскую встречу инициировала РФ. Спешка с нею может быть объяснена необходимостью скорейшего налаживания транспортного сообщения в регионе в интересах всех заинтересованных сторон. Но и тем, что российский лидер решил своевременно, до инаугурации нового президента США, расставить точки над «i» в карабахской круговерти, пока о ней не вспомнила новая американская администрация. То есть и Вашингтон, и Париж поставлены перед свершившимся фактом. Собственно, так и поступает Москва в последнее время с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, от которой, правда, никакого толку не было. Но, несмотря на это, Пашинян, все же, недоволен ролью РФ в карабахском урегулировании и уповает на Запад: он уверен в его «симпатиях» к Армении, хотя, на поверку, всего лишь вербальных и конъюнктурных.

Перед тем, как слетать в Москву и подписать второе «гнусное» заявление, армянский премьер опубликовал статью «Истоки 44-дневной войны», которой Первопрестольная была сильно скандализована. В ней, в частности, говорится, что российские предложения не затрагивали статус Нагорного Карабаха и сводились исключительно к возвращению ряда территорий Азербайджану. Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от РФ Игорь Попов ответствовал на это на сайте МИД своей страны, что Россия никогда не предлагала «за просто так» вернуть семь районов, забыв о статусе Карабаха, и напомнил весь перечень предложений армянской стороне. «Поэтому утверждать, что Россия предлагала вернуть семь районов „за просто так“, забыть про статус и успокоиться, не соответствует действительности», — резюмировал дипломат.

«Труд» Пашиняна вызвал неоднозначную реакцию и в самой Армении. Комментируя его порталу Sputnik, политтехнолог Виген Акопян сказал, что Пашинян надеется на появление «контригры» на внешнеполитической арене с приходом к власти новой администрации в США. По его мнению, Москва начала фиксировать определенные тенденции в политических заявлениях армянского премьера, где роль России представляется в негативном свете. «Во-вторых, — продолжил Акопян, — реакция Кремля, которая была на высоком дипломатическом уровне, … свидетельствует о том, что „срок годности“ Никола Пашиняна в региональных процессах истекает. По сути, Россия показывает: то, как Пашинян обосновывает крайнюю неудачу армянских властей, никоим образом прямо не связано с желаниями РФ».

По словам политтехнолога, Пашинян надеется, что с приходом к власти администрации Байдена, у него (премьера) «появится «второй фронт», «контринтрига», в том числе, в торгах с Россией, и «посылает определенные месседжи Западу, показывая, что … открыт для участия в тех или иных играх». И его нахождение после войны в «пророссийском поле» — вынужденное.

А пока армянский премьер с трудом и, вероятно, не без помощи России, противостоит «фронтам», открытым против него в его собственной стране. Ему выставили не только политический и, так сказать, морально-этический счет, но и финансовый. В частности, экономист, член совета попечителей Фонда страхования военнослужащих Месроп Манукян на своей странице в Facebook подсчитал, что Пашинян своей политикой нанес стране и народу ущерб на 38,4 миллиарда долларов — имеются в виду и людские потери, и материальные в разных отраслях.

Ирина Джорбенадзе

Подпишитесь