Posted 14 января 2021, 13:02

Published 14 января 2021, 13:02

Modified 30 марта, 12:34

Updated 30 марта, 12:34

История об испорченном празднике

14 января 2021, 13:02
Встречать Новый год в компании друзей — не всегда хорошая идея. Особенно если не о чем поговорить, кроме взаимных претензий.

Участники «Квартета И» остаются одними из самых неординарных актеров и сценаристов в России. Их кардинальное отличие от большинства отечественных коллег состоит в способности меняться — это касается и артистического амплуа, и сюжетов.

Сейчас «Квартет И» все больше отходит от комедии и милого, по-житейски мудрого формата. И, судя по отзывам на их последний фильм «Обратная связь», не всем поклонникам нравится такая смена курса.

Картина заявлена как сиквел «Громкой связи», основанной на сюжете комедийной драмы «Идеальные незнакомцы» итальянского режиссера Паоло Дженовезе. При этом в новом фильме «Квартет И» и постановщик Алексей Нужный ведут повествование с нуля, из-за чего становится непонятно — то ли это продолжение первой части, то ли ею все-таки решили пренебречь. Слишком уж много логических и фактических нестыковок.

По сюжету трое друзей с женами и один холостяк собираются отметить Новый год в арендованном загородном доме, вдали от цивилизации. Съемки проходили в Мурманской области, чтобы создать по-настоящему зимнюю атмосферу и добавить сказочного настроения. И это несомненный плюс картины: холодный и безмолвный антураж вокруг коттеджа усиливает контрасты и напоминает о том, как приятно провести новогоднюю ночь в тепле и уюте среди близких людей.

Но не выльется ли хорошая идея в такой же кошмар, каким обернулась безобидная с виду игра в «Громкой связи»?

В «Обратной связи» одна из героинь — Ева (Мария Миронова) — тоже предлагает собравшимся своеобразную психологическую игру: в полушутливой форме обменяться пожеланиями что-то изменить в своем поведении. Однако все быстро переходят на личности.

Взаимные претензии кажутся странными: кто-то, по мнению друзей, слишком старается «быть хорошим», кто-то обижается, что другие считают его неумным, кто-то попадает в опалу из-за финансовых и карьерных вопросов. И чем дальше смотришь, тем сильнее впечатление, что герои не общаются друг с другом, а просто озвучивают свое видение ситуации, абсолютно не желая слышать иные точки зрения. Некоторые зрители в комментариях отметили, что персонажи выглядят так, будто встречаются раз в несколько лет.

Никаких страшных секретов, в отличие от первой части, никто не раскрыл.

В биографии героя Александра Демидова, признавшегося в нетрадиционной сексуальной ориентации, произошел неожиданный поворот. Но само его откровение изначально выглядело натянутым и не особо нужным.

Герой Ростислава Хаита рассказал о сексуальных неурядицах с женой (Ирина Горбачева), хотя это уместнее было бы обсуждать с ней наедине. Учитывая комедийный жанр, такая исповедь как минимум должна была звучать смешно — однако и этого не случилось.

В двух других супружеских парах (тандемы Камиля Ларина с Марией Мироновой и Леонида Бараца с Анастасией Уколовой) ничего особенно не изменилось. У одних — противоречия в подходах к воспитанию дочери, у других — кризис среднего возраста, который настиг супруга. Впрочем, не только его — и именно эта проблема правит новогодний бал в «Обратной связи», превращая банальную смену календаря в драматический личностный перелом.

Видно, что герои просто устали друг от друга. Просмотр «Иронии судьбы» обозначается чуть ли не как главный атрибут праздника, и обстановка становится напряженной сразу же после того, как выходят из строя телевизор и прочие гаджеты. Над шутками смеются только сами шутники.

Возникает закономерный вопрос: зачем эти люди вообще собрались вместе — неужели у них нет других вариантов встречи Нового года? Может, кто-то предпочел бы тихий семейный ужин и неделю безмятежного отдыха. Однако вместо этого проводит время в «компании друзей» — просто потому, что так заведено.

А ведь один из признаков зрелой личности состоит именно в умении переступать через некоторые общественные установки, если они утратили смысл и начали откровенно портить жизнь. Поэтому герои «Квартета И» в этих двух картинах выглядят застрявшими во времени: они неумолимо стареют, но при этом их не отпускают инфантильные страхи. И хэппи-энд на самом деле только усугубляет чувство безнадежности.

В целом фильм нельзя назвать плохим — благодаря игре и энергетике актеров, удачным творческим находкам, вроде танца Мироновой и Горбачевой под песню I will survive, и тому, что герои вызывают доверие и сочувствие. Но, возможно, «Квартету И» следовало бы окончательно перейти от комедии к драме. Нынешнее метание между жанрами выглядит как наиболее проигрышный вариант.

Людмила Семенова

Подпишитесь