Posted 4 января 2021, 21:01
Published 4 января 2021, 21:01
Modified 30 ноября, 06:50
Updated 30 ноября, 06:50
Итоги 2020 года для Русской православной церкви — с точки зрения ее либерального и интеллигентского «крыла» — обсуждались онлайн на круглом столе у известного христианского журналиста и общественного деятеля Сергея Чапнина. А год был и для РПЦ судьбоносным: по оценке ведущего и докладчика, «за 2020 год церковь изменилась так, как она не менялась лет 10 — а может быть, это сопоставимо и со всем 30-летием церковного возрождения после падения СССР».
Начали с самого насущного — пандемии коронавируса. «Многие сегодня со скорбью вспоминают свое увлечение крестными ходами и «лётами», — рассказал Чапнин, напоминая, что иные христиане и на воздушном шаре подымались с иконой, надеясь таким образом заразу отогнать, а «некоторые архиереи говорили, что колокольный звон убивает вирус». «Православным магам сегодня должно быть стыдно за эту игру», — подчеркнул ведущий.
Что особенно важно — похоже, коронавирус посягнул-таки на незыблемый многовековой православный обычай причащения из одной ложки (лжицы). И здесь поначалу пытались обойтись пустой формальностью. «Когда вышло распоряжение о дезинфекции лжицы в спиртовом растворе, — рассказал Сергей Чапнин, — то быстро разобрались, что болтание ею в течение 3-4 секунд никакой роли не играет, разрушения вируса не происходит».
И многие настоятели взялись за ум: возникли две «уникальных практики»: в каких-то храмах появились одноразовые лжицы или же металлические, но по одной на каждого причастника, которые потом стерилизуются. И второй вариант: возвращение к древней практике «причащения в руку». Просфора дается причастнику на салфетку, и на нее копием (нож в форме копья) священник наносит несколько капель вина.
По свидетельству Чапнина, многие священники, и старые, и молодые, довольно легко перешли к этому. «Но уже пошла обратная история: я уже знаю нескольких священников, которым прямо запретили подачу в руку», — добавил докладчик, поведав, что видел донос в одном приходе, где наиболее ретивый уставщик писал: «Мы не знаем, какое причастие получили: православное или католическое».
От частного перешли к общему: докладчик коснулся финансового положения церкви, по которому пандемия нанесла опустошительный удар. Естественно: ведь наиболее красивые храмы и монастыри в знаковых местах живут прежде всего за счет туризма. Очень многие приходы живут «не за счет прихожан, которых мало, а за счет захожан, которых много». И весьма многие священники выживают за счет треб: венчание, крестины, отпевание…
Ну, и понятно, что, кроме разве что отпевания, все остальное в пору эпидемии резко сжалось. «Знаю десятки храмов, где летом не было ни одного венчания», — рассказал Чапнин. Он поведал, что гигантские православные издательства больше не могут продавать такие тиражи — а между тем, головной производитель церковной утвари, Софринские мастерские, и без эпидемии не могут выкарабкаться из кризиса уже несколько лет, и, очевидно, в таком виде не смогут уже никогда.
В виде одного из вариантов выхода из финансового кризиса Сергей Чапнин предположил, что российское государство, которое и так видит церковь в роли некоей крупной госкорпорации, может придать ей такой статус, подобрав соответствующую формулировку по своему вкусу — и оказать уже прямую господдержку.
Тем более, что некий показательный жест, рисующий церковь именно в роли госкорпорации, состоялся в нынешнем году, на день Победы — это, конечно же, открытие главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот».
«Большой собор намеренно построен не в городе и не рядом с местами, где живут прихожане, а в парке военно-патриотических развлечений, — отметил докладчик. — Перед храмом на большой площади залит каток, и народ приглашают покататься. Ничего страшного в этом нет — вопрос в предназначении храма».
Собор, как корректно растолковал Чапнин, «создавался как туристический объект», он «не предполагает приходской жизни, какой-то общины», это «корпоративный храм — одной из самых влиятельных, могущественных и богатых корпораций: военной». И в нем должно быть очевидное богатство, в том числе — богатство технологий.
Более всего Чапнин посетовал на изображение орденов в виде витражей на стеклянных сводах собора. «Искренняя нецерковность декораторов» выразилась в том, что ордена имперские и советские даны вперемешку, и в том числе орден боевого Красного Знамени, где отлично читается «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» «Но самое тяжелое: во внутреннем убранстве идея покровительства Богоматери разыграна настолько в лоб, что не ужаснуться невозможно», — констатировал докладчик.
Заодно ведущий отметил, что и новые поправки в Конституцию порадуют далеко не всякого верующего, особенно думающего. По оценке Чапнина, упоминание Бога там оказалось не на первом, и даже не на пятом месте. Бог в новой редакции основного закона — «вишенка на торте», «Бог в подчиненном положении по отношению к нашим предкам». «Бог бессилен на что-либо повлиять, это маленький карманный Бог, — заметил Чапнин. — За такое упоминание нам должно быть стыдно».
То же и во внешней политике. Здесь наиболее тревожным моментом Сергей Чапнин считает то, что несколько месяцев назад митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) «выступил с антигреческим манифестом — и никто Антонию не возразил на этот манифест отказа от вселенской миссии православия». «Можно говорить о том, что уже сложилась идеология противостояния Вселенскому патриархату: это, мол, уже не православие, а симулякр, — отметил докладчик. — Следующим ходом могла бы быть декларация о совершенно автономной, не соединенной с другими поместными церквями, Церкви РФ и, возможно, Белоруссии, Казахстана и т. д. Для этого уже сделано столько, что задача практически решена».
Сами же православные интеллигенты хотели бы совсем иного выхода из кризиса: «дать максимальную свободу приходам», чтобы наверх делегировалось решение только тех вопросов, которые невозможно решить на уровне приходском. Это, конечно, потребует разворота на 180 градусов от той политики, что проводится патриархом Кириллом уже много лет. «Прихожане могут сами решать, на каком языке им служить. И назначение священника решается самим приходом, — кратко обрисовал Сергей Чапнин желаемую картину. — Эти небылицы могут стать реальностью довольно скоро. Иначе на следующем этапе это все просто разрушится».
Кстати, богослужение на русском языке вместо церковнославянского тоже пробивает себе дорогу — хотя число таких приходов еще очень невелико, но тенденция есть.
Поговорили немного и о двух церковных антигероях года, подвергнутых церковным наказаниям. Это, с одной стороны, мятежный фундаменталист, бывший схиигумен Сергий, ныне просто Николай Романов — а с другой, напротив, не в меру жизнелюбивый епископ Флавиан (Митрофанов), запрещенный в служении и бежавший в Лондон.
Относительно Сергия, уже многое было сказано раньше: Чапнин лишь отметил, что этот популист успешно показал себя харизматическим лидером на фоне епископов-бюрократов — а сейчас «все православные при должностях, в общем, ведут себя как бюрократы». И что запрос на таких лидеров в обществе налицо.
По поводу же Флавиана, докладчик отметил, что это «священник, служивший в Самаре, оказавшийся в Лондоне, фактически расставшийся с семьей», и всего после трех месяцев монашества ставший епископом на маленькой, но имевшей хороших спонсоров епархии (в Череповце). По сведениям, которые огласил Чапнин, патриарх имел намерение сделать Флавиана управляющим приходами РПЦ в Северной Америке (определенную роль сыграл уже полученный Флавианом британский паспорт: после ряда скандалов, по сведениям докладчика, в патриархии опасались, что новому епископу РПЦ просто визу в США не дадут). И Флавиан даже туда поехал, сначала с делегацией, но как-то резко начал вести себя как хозяин. И «наши американцы» написали Кириллу письмо, что они такого архиерея не хотят. «Я думаю, что обида Флавиана на несложившийся роман с Америкой очень сильно повлияла на его психику», — предположил Чапнин.
P. S. Уже после того, как была написана статья, пришло известие о лишении Епархиальным судом сана протодиакона Андрея Кураева. «После всего, что случилось, выход из тупика я вижу лишь в одном: добровольной отставке патриарха Кирилла и отстранении его команды от каких-либо административных должностей. Но увы, ожидать от нынешнего патриарха мудрости или хотя трезвости в оценке ситуации — смешно и наивно», — высказал в связи с этим мнение в Facebook Сергей Чапнин, добавив, что «оппозиция сидит молча» и «это значит, что деградация РПЦ МП будет глубокой и тяжелой».
Леонид Смирнов