Госдума продолжает подготовку к избирательному циклу 2021–2024 годов, когда в России должны пройти парламентские, а затем и президентские выборы. Главные усилия направлены на предотвращение иностранного вмешательства и отсечение от участия в выборах несистемной оппозиции, которая в представлении российских властей как раз и опирается на поддержку Запада.
Последние две недели депутаты активно расставляют заградительные барьеры на пути потенциальных участников выборов, которые могут помешать «Единой России» сохранить в следующей Госдуме конституционное большинство. Это и новые драконовские ограничения на организацию и проведение митингов, и регулирование работы соцсетей, и ужесточение законодательства об иностранных агентах, с которыми у властей ассоциируются, прежде всего, сторонники Алексея Навального.
Так, на днях депутаты резко расширили круг иностранных агентов, включив в него общественные объединения, а также, наконец-то, дали законодательное определение иноагентам из числа физлиц. Упоминание о них содержится в российском законодательстве еще с 2019 года, но только теперь стало ясно, что получить такой «почетный статус» может фактически кто угодно — достаточно стать неудобным для властей, в том числе из-за распространения мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике. Правда, такая деятельность должна быть связана с финансированием или получением имущества из иностранных источников.
В среду же депутаты оговорили условия участия иностранных агентов в предстоящих выборах, приняв в первом чтении соответствующие изменения в базовый избирательный закон. Докладчик по законопроекту, сенатор Андрей Климов, также возглавляющий в Совфеде комиссию по противодействию иностранному вмешательству, дал понять, что законодатели не могут лишить иноагентов конституционного права быть избранными. «Но избиратели должны знать, за кого голосуют», — сказал Климов.
Появление же самого законопроекта он объяснил «усилившимся сопротивлением» других стран «возрождению России и ее возвращению в число ведущих геополитических государств». «Они (другие государства) хотят провести своих ставленников в российские органы власти. С этой целью среди граждан ведется тщательный отбор кандидатов, их обучение и сопровождение. У нас есть основания полагать, что подрывная деятельность продолжится и на выборах в 2021 году», — заявил Климов.
Наряду с физлицами-иноагентами в законопроекте также упоминаются в качестве возможных кандидатов на выборах граждане, «аффилированные с выполняющим функции иностранного агента лицом». Их будут определять по нескольким перечисленным в документе признакам, среди которых не только участие в управлении какой-нибудь организации, работающей в статусе иноагента, но и осуществление политической деятельности на деньги из-за рубежа.
Кандидаты из числа физлиц-иноагентов и аффилированных с ними лиц будут обязаны везде указывать свой статус, включая агитационные материалы. Соответствующая надпись также будет сопровождать их имя в избирательном бюллетене. «То есть никаких дополнительных ограничений нет, нужно будет лишь проинформировать избирателей о своем статусе», — заметила на заседании глава комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Савастьянова.
«Ну, напишут „агент“ мелким шрифтом на агитационном материале, а избирателю это будет безразлично», — усомнился в эффективности предлагаемых мер либерал-демократ Сергей Иванов. По его мнению, люди изучают программы кандидатов, оценивают, «как они говорят и как платят своим избирателям». «Вот это основные мотивы при голосовании, а эта надпись… он (кандидат) развернет им (избирателям) красивую программу и им будет все равно, что он там какой-то агент. Это же не 1930-е годы, когда все боялись и ловили иностранных шпионов», — сказал депутат.
Иванов убежден, что новые требования к иноагентам хоть и усложнят их участие в выборах, «но спасти систему такими вещами вряд ли удастся». «Все, что мы сейчас принимаем с иноагентами, это все следствие той фобии, которая возникла у власти, глядя на события в Белоруссии. Ничего из этого вам не поможет», — пришел к выводу Иванов.
Коммунист Николай Коломейцев, напротив, дал понять, что реальные иностранные агенты скорее «окопались» в самой власти, хотя и прозападного характера либеральной несистемной оппозиции на Охотном ряду также никто не стал отрицать.
«Триллион в год выводится из России за рубеж. А в „Роснефти“ из одиннадцати членов совета директоров семеро — иностранцы, они влияют на нашу политику или нет? Или это помогает нам? Мы вложили колоссальные деньги в „Силу Сибири“, в Южный и Северный потоки, а нам говорят: „третий энергопакет ЕС принимаешь и не имеешь права, построив сам за свои деньги трубу, быть ее владельцем и должен допустить всех и цену, которую тебе скажут“. Это влияет на нашу политику?», — указал на признаки ограниченного суверенитета России депутат.
Другие парламентарии вспомнили об иностранной недвижимости и проживающих за рубежом семьях чиновников. «Может, нам самих себя не надо обманывать», — заметили в КПРФ. Но Климов упирал на то, что новый закон поможет противостоять попыткам враждебных сил «превратить нас в руины и разорвать в клочья». «Мы обязаны защищать право граждан определять свое будущее», — отрезал Климов.
При этом в законопроекте есть норма, которая может сработать против применяемых на выборах технологий вроде «умного голосования». Так, вводится прямой запрет для организаций-иноагентов осуществлять на выборах «деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению и избранию кандидатов».
Сложности на выборах возникнут не только у иноагентов, но и у так называемых системных оппозиционных партий — из-за принятых Госдумой новых правил предвыборной агитации. Суть одобренного в первом чтении законопроекта сводится к тому, что ЦИК сможет теперь при желании заблокировать распространение любой агитации в интернете.
«Если обычный пользователь разместит на своей страничке в соцсети предвыборный ролик, то это подпадет под понятие агитации и в таком случае он должен уведомить об этом ЦИК, а если этого не сделает, то включаются запретительные меры», — заявил в ходе дискуссии по проекту «эсер» Олег Шеин.
Савастьянова же утверждает, что в новом законе таких норм нет и депутатам просто «показалось». «Ограничения касаются кандидатов и избирательных объединений», — попыталась успокоить оппозицию депутат.
Между тем, без единого вопроса парламентарии одобрили в первом чтении законопроект об обнулении президентских сроков для действующего главы государства Владимира Путина. Теоретически он сможет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах в 2024 и 2030 годах. Сам Путин пока не торопится объявлять о соответствующем решении, с окончательным принятием этого закона не будут спешить и депутаты. На рассмотрение Госдумы во втором чтении он поступит не раньше конца января.
Елена Земскова