Posted 21 декабря 2020, 15:14
Published 21 декабря 2020, 15:14
Modified 5 февраля, 07:06
Updated 5 февраля, 07:06
В последнее время с экранов российского телевидения бесконечно льется заздравная от атомщиков — самим себе. Дескать, самый лучший, дешевый и безопасный способ получения электроэнергии — это, конечно, атомные электростанции (АЭС). О последствиях для людей катастрофы на Чернобыльской АЭС в России уже давно мало кто вспоминает. Власть «просыпается», когда надо протащить очередную поправку в чернобыльский закон, чтобы урезать и без того смешные «гробовые» или другие льготы.
Между тем, многие физики-ядерщики и медики уже несколько лет безуспешно пытаются донести до властей, что второй пик чернобыльского радиационного ада наступает неуклонно. И имя ему — америций-241. Откуда же взялась эта новая напасть? И как, кому она точно грозит?
Известно, что в первые дни после аварии на ЧАЭС самую большую опасность для населения представлял радиоактивный йод-131 с периодом полураспада восемь дней. Если бы власти стали сразу давать населению медицинский йод, то случаев рака щитовидной железы было бы значительно меньше. Этого не сделали нигде, кроме Припяти, — следовало хранить «атомную» тайну не только от врагов, но и от своих людей.
Затем в первые десятилетия после Чернобыля самой большой угрозой для здоровья населения стали цезий-137 и стронций-90. Период их полураспада — 30 лет. То есть половина этих радионуклидов уже перестала быть опасной. В следующие 30 лет распадется еще половина от оставшегося объема и так далее. Для полного распада радиоактивных цезия и стронция нужно десять периодов по 30 лет — то есть три столетия. Неслабо, однако.
Но на этом проблемы девяти миллионов людей, проживающих на «грязных» территориях России, Украины и Беларуси, не заканчиваются. Скорее наоборот: все самое неприятное — впереди. Как следует из физики реактора, после взрыва вылетели не только эти радионуклиды. Целая таблица Менделеева «высеялась» на сотни тысяч квадратных километров — не только окрест АЭС или на территории СССР, но и в Европе.
Помимо осколков урана — радиоактивных цезия и стронция — в реакторе образовались ядра так называемых трансурановых элементов. В основном, это плутоний — 238, 239, 240 и 241, которые и были выброшены в атмосферу. Трое первых из этих изотопов имеют альфа-излучение. По силе воздействия на живые организмы оно в десятки раз опаснее бета- и гамма-излучения. Плутоний-241 тоже имеет бета-лучи, однако именно он во время распада превращается в америций-241 с опасным альфа-излучением.
Известно, что во время аварии на ЧАЭС плутония-241 с периодом полураспада в 14 лет выпало больше всего. И если в течение первых 14 лет америция не было, то с началом полураспада плутония-241 он появился, как отмечают специалисты, не только в 30-километровой зоне, но и за ее пределами. Иногда — очень далеко от ЧАЭС. С момента аварии прошло почти 35 лет, и большая часть плутония-241 уже превратилась в америций-241. Осталось распасться около 20% изотопа. По подсчетам ученых, пиком его образования (а значит, самой большой опасности) станет 2056 год.
Дальше — больше: период полураспада америция-241 составляет 432,6 года. То есть должно пройти минимум от восьми до десяти таких периодов, чтобы этот изотоп перестал быть опасным. А это — 4330 лет! (Для сравнения: по библейскому исчислению «от сотворения мира» прошло 7208 лет.) Однако же и после не все территории станут «чистыми». В «запасе» остается плутоний-239, опыливший, как считают специалисты, стокилометровую зону вокруг ЧАЭС. Его полураспад составляет 24000 лет. (К слову, такая же история ожидается и после аварии на АЭС «Фукусима-1». Следы плутония найдены по всей Японии.)
Кто виноват, уже известно — стрелочники из ЧАЭС. Но что делать? Этого, судя по всему, ни одна власть из особо пострадавших бывших республик СССР не знает. (И, видимо, знать не хочет.) Потому что до сих пор ни в одной стране не существует не то что законов, но даже и законодательных инициатив по поводу учета и точных допустимых норм его в природе (кроме воздуха и воды), а также — в продуктах питания. Но, главное, неизвестны безопасные нормы для человека. При этом уровень альфа-излучения из-за америция быстро растет.
По прогнозу руководителя Центра по радиологии и качеству продуктов в АПК при Белорусском государственном агротехническом университете Валерия Грачевского, через 40 лет америция станет вдвое больше, чем сейчас. Его опасность — во внутреннем действии на организм при попадании с пищей. 80-90% полученных населением доз облучения сегодня, а также связанных с радиацией заболеваний, — результат именно внутреннего облучения. (Америций, как и стронций, накапливается в костях, а попадая в желудок или легкие, становится там маленьким ядерным реактором.)
Как отмечает на сайте белорусского издания Tut.by Жанна Бакарикова, заместитель начальника службы радиационного мониторинга Белгидромета, изотопы плутония-241 и америция-241 сконцентрированы почти на 2% площади страны. Речь идет о Хойникском, Брагинском, Наровлянском, Добрушском, Лоевском и Речицком районах Гомельской области и Чериковском районе Могилевской. Самые высокие уровни загрязнения — на территории Полесского радиационно-экологического заповедника. А больше всего америция-241 сейчас в отселенных деревнях Масаны, Довляды и Кулажин. По мнению белорусского ученого Валерия Грачевского, ситуация серьезная, и даже часть Речицкого района может быть со временем отселена из-за америция.
На редких энтузиастах держится ситуация с выявлением америция и в России, где после Чернобыля поражено 14 областей и Республика Мордовия — общей площадью более 55000 кв. км. Один из них — Олег Барсуков, доктор физико-математических наук из Пензенского госуниверситета. В статье группы ученых «Оценка, анализ и перспективы исследований радиационной экологии в Пензенском крае», опубликованной в «Известиях высших учебных заведений. Поволжский регион» (2015 г.) отмечается: «Начиная с 2008 г. систематически изучается удельная активность большого числа продуктов питания (мясные, рыбные изделия, крупы, хлеб, овощи, молочные изделия, вода). …Согласно этим данным, удельная активность более радиационно-опасного радионуклида 241Am (америций) у многих продуктов питания (хлеб, картофель, рыба) превышает удельную активность менее опасного в радиационном отношении 137Cs (цезий). …У многих видов грибов имеет место аккумуляция радионуклидов. В большом числе измерений удельная активность 241Am существенно превышает активность 137Cs». При этом в России и Беларуси в оборот снова введены сотни гектаров «грязных» земель — на них пашут и сеют, пасут скот. А в обычной радиологической лаборатории сам фермер провести анализ на америций в продукции не может — нужно специальное оборудование.
Подобная картина — америций в каждодневных продуктах — может наблюдаться на всех территориях чернобыльских зон в России, на Украине и в Беларуси. Однако полномасштабных целевых исследований на государственном уровне не проводилось и, похоже, не планируется. А без этого невозможно решить главную проблему: законодательно закрепить научно обоснованные допустимые нормы по америцию-241 в почве, растениях, пище, для животных и человека. Впрочем, нынешним властям спешить некуда — впереди еще более четырех тысяч лет распада америция. А жизнь простого человека на весах любых правителей никогда не имела никакого значения.
Алла Ярошинская