Posted 18 декабря 2020, 06:03
Published 18 декабря 2020, 06:03
Modified 30 марта, 12:43
Updated 30 марта, 12:43
На прошлой неделе, впервые за месяц, прошедший после подписания 9 ноября заявления руководителей Армении, Азербайджана и России, остановившего войну в Карабахе, информационные ленты вновь запестрели известиями о вооруженных стычках в зоне конфликта. При этом основным рефреном зарубежных новостей из карабахских сел близ поселка Гадрут был акцент на нарушение режима перемирия именно в зоне российского миротворчества. А помощник госсекретаря США договорился до того, что Россия (напомним, сыгравшая исключительную роль в прекращении кровопролития) является «фактором дестабилизации в Карабахе». И мало кто попытался разобраться в деталях этой конфликтной ситуации.
Что же произошло на самом деле?
Азербайджанская сторона, в армейском тылу которой и произошел инцидент, не сразу отреагировала на новости о вооруженном противостоянии в селах Хцаберд и Хин Тахер. Как явствует из пресс-релизов оборонного ведомства, Баку в течении месяца якобы безрезультатно ожидал ухода добровольцев из Армении, застрявших в лесном тылу азербайджанской группировки, взявшей город Шуша еще в начале ноября.
Армянская сторона все это время также не особо возмущалась тем, что эти села остались за пределами миротворческрй операции, о чем свидетельствовали карты, ежедневно обновлявшиеся командованием российского контингента. Родители «заблудившихся» солдат, в основном из Ширакской области Армении, проводили акции протеста с одним лишь требованием — вывести своих детей из азербайджанского окружения. Хотя непонятно, почему те не воспользовались предоставленным им гуманитарным коридором, по которому к ним, кстати, и добирались журналисты, представлявшие окруженцев чуть ли не партизанами.
В результате азербайджанская армия провела спецоперацию, названную «антитеррористической», по зачистке тыловой территории. Вокруг происшедшего в ходе нее вооруженного инцидента и развернулась пропагандистская кампания, стрелки которой тут же были переведены на российских миротворцев. Так, по призыву оппозиционного депутата парламента непризнанного Карабаха Айка Ханумяна перед российской воинской частью в Степанакерте был проведен ночной митинг протеста. При этом сам Ханумян, по версии армянских СМИ, сдерживавший в окруженных селах натиск азербайджанцев, неожиданно появился в зоне российской ответственности.
Под напором «народного негодования» российским миротворцам пришлось вмешаться — на сутки даже была расширена зона их ответственности. Это было воспринято с неудовольствием уже в Баку. Вице-спикер азербайджанского парламента Адил Алиев выступил с жесткой критикой «недопустимой манипуляции с зонами ответственности, которая показала, что Нагорном Карабахе Москва выходит за рамки достигнутых договоренностей».
И хотя уже 14 декабря зона миротворчества была вновь возвращена в пределы, очерченные совместным заявлением, информационные вбросы достигли своих целей — начались претензии с обеих сторон конфликта к российскому контингенту.
Кому выгодна дискредитация миротворческой миссии России?
В этой связи не случайным представляется, что первый после установления перемирия вооруженный инцидент совпал с визитом в регион делегации Минской группы ОБСЕ — а вернее ее сопредседателей от США и Франции (российский представитель ввиду болезни в турне не участвовал).
Принявший ее первым Ильхам Алиев устроил западным дипломатам беспрецедентную выволочку, заявив, что за 28 лет МГ ничего не сделала для политического разрешения конфликта. Добавив, что в Баку он их и вовсе не приглашал, Алиев фактически дал понять западным дипломатам, что их страны дискредитировали себя во время войны в Карабахе. А заявление о том, что война прекращена совместными усилиями Баку и Путина, и вовсе явилось непрозрачным намеком на то, что теперь все вопросы решаются при посредничестве России.
Тут же, как по мановению волшебной палочки, плутавшие месяц в лесах Гадрута армянские ополченцы заняли пустые села вблизи Шуши, ставя под угрозу важную линию азербайджанских коммуникаций. Одновременно было распространено заявление пресс-секретаря армянского премьер-министра Мане Геворкян о том, что Ереван «неоднократно обращался к миротворцам с тем, чтобы те выполняли свои функции» — читай, взяли под опеку оставленных своими же командирами карабахских «партизан».
О возможных провокациях в регионе ранее предупреждал и глава внешней разведки РФ Сергей Нарышкин, заявивший еще 18 ноября, что в Армении и Азербайджане существуют националистические силы, заинтересованные в срыве соглашения. При этом директор СВР не скрывал геополитическую ориентацию этих сил. А еще раньше, 14 ноября, директор ереванского центра «Луйс» Айк Айвазян говорил о планах прозападных армянских радикалов во главе с Жирайром Сефиляном нанести удар по российским миротворцам и попытке избавиться от их присутствия в Нагорном Карабахе.
«Своими шагами они пытаются расшатать ситуацию, спровоцировать антироссийские настроения и добиться того, чтобы из Карабаха ушли российские миротворцы, а из Армении была выведена российская база. Один из их единомышленников даже призывал убивать русских миротворцев», — подчеркнул эксперт в интервью ИА «Красная Весна».
Это тот самый Сефилян (на фото), который предлагает денонсировать договоренности от 9 ноября и которого разъяренная толпа в Ереване предлагала на смену подписавшему перемирие Пашиняну. Выходец из Ливана, Сефилян известен в Армении как ветеран первой карабахской войны и приверженец ультранационалистической линии. Недоброжелателями «подозревается» в тесных связях с французской разведкой «Сюртэ» еще со времен участия в гражданской войне в Ливане и незаконном проникновении на территорию тогда еще советской Армении. Ему также приписывают организацию в 2016 году провокации с захватом полицейского управления, сделавшей невозможной реализацию российской инициативы урегулирования, выдвинутой по итогам апрельской войны в Карабахе.
Отметим, что с установлением Москвой определенной «монополии на миротворчество» в Карабахе некоторые эксперты говорят, что именно Франция оказалась в наибольшем геополитическом проигрыше. А также то, что в упомянутом заявлении Нарышкина указывалось: «реваншистские силы», по имеющейся у российской разведки информации, пытаются убедить армян в том, что мир в самопровозглашенной НКР это «поражение Еревана». И вполне логично, что спустя месяц после объявления перемирия Сефиляны и Ханумяны пытаются подорвать российское миротворчество в Карабахе, отмечают эти эксперты.
По их мнению, выстрелы в гадрутских лесах прозвучали в унисон с официальной позицией армянского МИД, объявившего сопредседателям Минской группы о своей приоритетной задаче — «деоккупации территорий Арцаха», занятых Азербайджаном. Тех самых, что согласно заявлению от 9 ноября остаются под контролем Баку. Как показали последние события, кое-кто не прочь использовать в качестве триггеров такой деоккупации и действия «партизан», говорят эксперты.
Пока инцидент близ Гадруты обошелся без жертв с российской стороны, но залогом долгосрочной стабильности в зоне ответственности миротворцев может стать только ее полная демилитаризация. Для этого здесь должен остаться только один «человек с ружьем» — российский солдат. В противном случае миротворцы каждый раз будут оказываться между молотом «народного гнева простых карабахцев» и наковальней «защитников азербайджанского суверенитета».