Posted 7 декабря 2020, 15:26
Published 7 декабря 2020, 15:26
Modified 30 марта, 12:48
Updated 30 марта, 12:48
Президент России Владимир Путин распорядился на прошлой неделе начать массовую вакцинацию «Спутником V» уже в первой половине декабря, хотя третья фаза клинических испытаний этой вакцины еще не завершена. После первого укола (всего их два) отечественные специалисты рекомендуют вести спокойный образ жизни, не употреблять алкоголь и не ходить в баню.
Вице-премьер России Татьяна Голикова рассказала, что привившимся от COVID-19 российскими вакцинами на 42 дня нужно отказаться от контактов с людьми и сократить употребление алкоголя.
В соцсетях и раньше смеялись над пиаром о «первой в мире вакцине от COVID-19, разработанной в России». Сейчас, после заявления о необходимости 42-дневного воздержания от алкоголя ради эффективности воздействия на организм отечественной вакцины, шутки засияли новыми красками.
Откуда вообще этот скепсис по отношению к достижению российской медицины?
Дело в том, что везде в мире эту вакцину скорее воспринимают как очередную пропагандистскую кампанию российских властей, чем реальную защиту от болезни. И, кстати, она не первая. В пиар-гонке россияне уступили китайцам. 25 июня 2020 года китайские власти одобрили вакцину «Ad5-nCoV» фармацевтической компании CanSino Biologics после двух фаз испытаний к выпуску сроком на один год. Эта вакцина предназначена для использования в вооруженных силах.
Разработанная российскими учеными вакцина от коронавируса «завершила клинические исследования», по словам министра здравоохранения РФ Михаил Мурашко, 1 августа. 11 августа президент России Владимир Путин сообщил о регистрации препарата, утверждая, что вакцина «работает достаточно эффективно», «прошла все необходимые проверки» и формирует устойчивый иммунитет.
При этом клинические испытания любых медицинских препаратов занимают никак не меньше полугода, а самые жесткие требования — именно к проверке эффективности и безопасности вакцин, о которых на тот момент вообще ничего не было известно.
4 сентября статья об успешных испытаниях российской вакцины (причем не одной, а двух) появилась в главном мировом медицинском издании — журнале Lancet. В тексте, за авторством замдиректора Центра Гамалеи Дениса Логунова, утверждается, что проверка вакцины показала: препарат легко переносится и «вызывает сильный гуморальный и клеточный иммунный ответ у 100% здоровых участников».
Как пишет Би-би-си, у зарубежных ученых к статье возник ряд вопросов. Одни обратили внимание на удивительное и маловероятное совпадение показателей у разных подопытных групп. Титр антител в крови добровольцев после вакцинации в разных группах совпадает, хотя речь идет о разных людях, которые получали разные компоненты вакцины.
Также удивила скорость публикации и неразбериха с датами. Испытания закончили только 10 августа, а подготовить и напечатать подобного рода исследование за три недели — почти невероятно.
Свои опасения ученые выразили в открытом письме в Lancet, с просьбой показать полный клинический протокол испытаний «Спутник V». Однако ответ россиян не только не удовлетворил критиков, но и усилил их настороженное отношение.
«(Авторы российской статьи) так и не представили никаких данных, — заявил Би-би-си один из авторов открытого письма, Энрико Буччи, профессор биологии американского Университета Темпл и известный борец с лженаукой. — Нам не дали даже доступа к оригинальным данным исследования. То есть они оставляют за собой право отказывать в доступе к данным — это совершенно неприемлемо!».
«Ответ на наши вопросы был формальным, самих данных мы так и не увидели», — соглашается докторант Северо-Западного университета США Константин Андреев, также подписавший обращение в Lancet.
«Мы не знаем, хорошая она или плохая, защищает от коронавируса или нет. Мы вообще очень мало про нее знаем, — резюмирует Константин Андреев. — Строго говоря, это даже не вакцина, это лишь кандидат на вакцину».
Получается, что степень безопасности «Спутник V» для людей будет достоверно изучена только через два года.
Итак, российская вакцина сомнительна, по мнению некоторых западных экспертов: 1. Из-за низкого числа участников испытаний. 2. Она была зарегистрирована в России даже не во время, а еще до начала третьей фазы исследований. 3. В России вообще нет опыта самостоятельной разработки лекарств мирового уровня с нуля. Ни одно лекарство из России пока не получило регистрацию в США или ЕС.
2 декабря Великобритания одобрила использование вакцины компании Pfizer — одной из четырех главных в мире вакцин от ковида на сегодняшний день. Европейский союз отказался вносить «Спутник V» в план вакцинации, а Европейское агентство лекарственных средств (EMA) ее не регистрировало. Правда, разработчики «Спутника» и не подавали заявку на ее регистрацию. В заявке должны быть указаны полные и конкретные данные о ее испытаниях в соответствии с евростандартами.
В списке на сайте EMA пока указаны четыре вакцины. Две из них — разработанные BioNTech вместе с Pfizer, а также от компании Moderna — подали заявки на так называемую «условную», либо ускоренную регистрацию, которая отличается сокращенным временем, необходимым на рассмотрение. Еще две вакцины — разработанные AstraZeneca вместе с Оксфордским университетом, а также Johnson & Johnson — проходят параллельную экспертизу.
«Спутник V», несмотря на то, что российская пропаганда рассказывает о ее победном шествии по миру, на данный момент является и, скорее всего, останется в будущем, вакциной для внутреннего пользования. Ее всячески будут рекламировать и навязывать в России, в то время как в мире, или скажем точнее, развитых странах, пройдет вакцинация совсем другими препаратами.
С другой стороны, применение российской вакцины, чтобы там ни говорили злопыхатели и русофобы, все-таки будет иметь положительный эффект. «Спутником», в основном, привьются именно те, кто верит пропаганде, не затрудняя себя поиском альтернативной информации или запуганные начальством люди, привыкшие бездумно подчиняться вышестоящим в иерархии бюджетной «вертикали». А значит именно этот слой населения окажется на передовой борьбы естественного отбора и российской системы здравоохранения.