Posted 4 декабря 2020, 13:43
Published 4 декабря 2020, 13:43
Modified 30 марта, 12:49
Updated 30 марта, 12:49
«Первое, что приходит на ум, когда слышишь о грандиозных планах цифровой трансформации, это слово „Роснано“, затем „Сколково“ и еще много других красивых и дорогих синонимов термина „фиаско“. Однако когда речь идет о переводе госуслуг в цифровой формат, у меня есть надежда, что это имеет куда большие шансы на воплощение в жизнь, чем прежние инициативы. Успешный проект чем-то похож на преступление: чтобы все получилось, у него должно быть как минимум три вещи — исполнитель, мотив и средство», — отметил экономист.
По его словам, главный исполнитель в данном случае — Михаил Мишустин. И те изменения, которые ему удалось совершить в налоговой, говорят о том, что эта задача как раз по нему.
«Мотив тоже есть, точнее, их сразу несколько: внешний и благообразный — облегчить и удешевить населению доступ к госуслугам. Неявный — усилить контроль государства над обществом. Во что будет конвертирован этот контроль — в повышение собираемости налогов, тотальную слежку или глубокую аналитику — мы довольно скоро увидим», — подчеркнул Жартун.
Эксперт отметил, что и со средствами все более или менее благополучно. Из-за низкого барьера вхождения в отрасль и высокой интернационализации, IT-сектор в России — чуть ли не единственная «живая» отрасль, которую можно назвать по-настоящему высокотехнологичной.
«Региональные диспропорции, обычно создающие массу проблем в проектах федерального уровня, тоже не слишком пугают: чтобы система работала, разработчики и дата-центры не нужно перемещать в Псков или на Камчатку, достаточно обеспечить связь. Ну и самое главное: цифровизация сейчас — это глобальный тренд, в котором куда проще принять участие, чем этому сопротивляться. Подозреваю, что даже традиционная коррупция не сможет поставить на этом крест, и мы в итоге получим вполне себе работающие сервисы, пусть даже и по завышенным ценам — это все равно окупится», — резюмировал экономист.