Posted 1 декабря 2020, 15:00
Published 1 декабря 2020, 15:00
Modified 30 марта, 12:51
Updated 30 марта, 12:51
Бывшего министра экономики Украины Тимофея Милованова 22 ноября назначили советником главы офиса президента. Такое впечатление, что только для того, чтобы уже на следующий день его устами сделать громкое заявление. В эфире одного из ведущих украинских телеканалов он сказал, что до конца текущего года транш макрофинансовой помощи от Международного валютного фонда (МВФ) Украина не получит: «Это нереально. … Физически и календарно мы не успеваем. Транша в этом году не будет».
Это было то самое, что боялись сказать вслух и президент Владимир Зеленский, и премьер-министр Денис Шмыгаль. А это означает куда больше, чем недополучение пары миллиардов долларов. Если не будет кредита от фонда, то не будет и другой финансовой помощи Украине — ведь большинство международных финансовых институтов ориентируются на решения МВФ и следуют в русле его политики.
А ведь все было так хорошо: совет директоров МВФ еще в июне в рамках соглашения Stand-by одобрил предоставление Украине $5 млрд сроком на 18 месяцев. И первый транш на $2,1 млрд был получен практически сразу. Второй должны были выделить ближе к концу года, после того, как Киев посетила бы специальная оценочная миссия. Однако в конце октября очень некстати вспыхнул грандиозный внутриполитический скандал: Конституционный суд Украины с подачи «пророссийских» политиков и депутатов неожиданно фактически уничтожил очень важный элемент выстроенной при Порошенко системы борьбы с коррупцией, постановив отменить наказание для чиновников за ложь в электронных декларациях. А ведь это была на самом деле эффективная мера, она же — залог хороших отношений с Западом.
В МВФ сразу заявили, что теперь «антикоррупционные устремления» украинских властей оказались под сомнением. Сам же Зеленский оказался в очень неудобной позе: ему, получается, надо или нарушать Конституцию (идти против решения КС), или признать, что борьба с коррупцией провалена. Его главная ошибка — старание угодить одновременно и пророссийским, и прозападным силам, а по факту — просто неготовность к такого рода кризисам из-за нехватки опыта госуправления.
19 ноября украинский президент встретился с послами стран G7 и заверил их, что «вернуть все назад» планируется до конца года. Днем ранее Зеленский сказал главе МВФ, что Украина «выполнила все структурные маяки» в рамках программы сотрудничества. В ответ, правда, услышал «настоятельные рекомендации» не покладая рук бороться с коррупцией — а там видно будет. «Там» — это уже в первом полугодии 2021-го.
Еще одно требование от МВФ — принять госбюджет в срок — также не выполняется. Тем временем острая нехватка денег уже сказывается на жизни страны. Бюджет, и без того дефицитный, уже не соблюдается — об этом журналистам рассказал экс-замминистра экономики Павел Кухта. Он констатировал, что сейчас управление государственными финансами ведется практически в ручном режиме или в режиме картотеки: «До ночи сводят поступления, на утро формируют пул расходов, которые будут профинансированы, все остальное откладывают». По его же словам, у казначейства имеется целая гора неоплаченных финансовых обязательств, причем даже по защищенным расходам (то есть тем, которые нельзя урезать).
Немногим позднее Государственная казначейская служба подтвердила остановку финансирования всех незащищенных расходов — это означает, что государство отказывается от финансирования трат на ремонты, реконструкцию, строительство и т. п. А позднее еще и министр финансов Сергей Марченко подтвердил информацию о том, что Государственное казначейство приостановило финансирование некоторых бюджетных расходов и программ в конце 2020 года. По его словам, значительная сумма денег из доходной части пока не поступила — речь о более чем $3 млрд, которые были заложены в бюджете.
Итак, оперативно договориться с МВФ не получается, а дыры в бюджете надо затыкать прямо сейчас. Значит, нужно смотреть на другие источники. Например, США. Но в отношениях с Вашингтоном пока все непросто. Дональд Трамп сдался и запустил формальную процедуру передачи власти, а Джо Байден анонсировал назначения в будущей администрации, так что теперь там будет длительный переходный период, в который никто серьезных решений по Украине принимать не будет. Остается одна возможность: попробовать быстро выпустить еврооблигации. Однако при той бюджетно-финансовой ситуации, в которой сейчас оказалась Украина, привлеченные таким образом деньги обойдутся ей слишком дорого.
Второй выход — просто напечатать недостающие деньги. Но тут дело упирается в реальную независимость Нацбанка Украины, который выступает категорически против. И, что интересно, в этом вопросе он напрямую апеллирует к позиции МВФ, напоминая, что если включить «печатный станок», тогда придется надолго забыть про сотрудничество с фондом.
Многие прокремлевские эксперты и аналитики рассчитывали (и делают это каждый год), что если Украина окажется в такого рода «сложном финансовом положении», то у нее просто не останется иного выбора, кроме как начать быстрое улучшение отношений с Россией — просто чтобы потом попросить у нее денег. Однако они не учитывают, что Украина уже седьмой год живет в состоянии войны с «российскими агрессорами», причем в самой стране это словосочетание воспринимается без кавычек. Переломить такое отношение за месяц-другой — нереально, украинцы, скорее, как было в 2014-м, будут собирать последние копейки на патроны, но не пойдут на поклон к Москве.
Так что в России могут особенно не радоваться. Да и Украина, конечно же, переживет очередное ЧП. И «спасет» ее, как ни странно, то, что от 40 до 50% ее экономики находится в тени — то есть вне влияния государства с его постоянными «косяками». Вот только, к сожалению, затянуть пояс все равно придется, да и уроки из этой истории властью извлечены тоже не будут.
Кирилл Карасев, Киев