Posted 24 ноября 2020, 11:26

Published 24 ноября 2020, 11:26

Modified 30 марта, 12:54

Updated 30 марта, 12:54

По стопам Остапа Бендера: как чиновники в Петербурге строят бизнес на социальном питании

24 ноября 2020, 11:26
Большинство игроков рынка лишились каких-либо шансов на получение контрактов в Северной столице.

«Поможем детям! Будем помнить, что дети — цветы жизни. Я приглашаю вас сейчас же сделать свои взносы и помочь детям». Эта известная фраза Остапа Бендера как будто была написана в наши дни. Именно под лозунгом борьбы за благополучие детей в Петербурге полным ходом идет реформа школьного питания, которая на деле может обернуться глобальной аферой.

Новые правила игры

До недавнего времени в Петербурге действовала децентрализованная система организации питания образовательных учреждений. Каждая школа перед началом нового учебного года сама выбирала поставщика услуг готовки завтраков и обедов, руководствуясь методическими рекомендациями Управления социального питания. Такая система была не лишена недостатков, но позволяла школам гибко подстраиваться под текущую ситуацию. Ведь далеко не во всех учебных заведениях есть свой полноценный пищеблок, а количество и состав простых учеников и льготников каждый год меняется. Несмотря на периодически возникающие конфликты с родителями и проверки контрольных органов, в целом схема питания детей в Северной столице была признана Министерством просвещения лучшей в стране.

Все изменилось в этом году, когда Управление социального питания возглавил новый руководитель Алексей Барабанщиков…

До переезда в Петербург чиновник работал в отделе гарантированного питания Московской области, а до этого возглавлял московский комбинат питания «Школьник», кормящий чуть ли не большую часть столичных школ.

Московский опыт жесткой государственной монополизации любой сферы новый руководитель решил привнести в Петербург. Управление социального питания вышло на губернатора города Александра Беглова с предложением реформировать отрасль. Мол, на рынке Петербурга царит хаос и коррупция, а с нового учебного года власти должны обеспечить выполнение поручения президента об обеспечении младших школьников гарантированным питанием.

Суть новаторства свелась к максимальному укрупнению конкурсов на поставку еды — до обслуживания целых районов, в которых десятки школ и детских садов. Несмотря на простоту идеи, ее реализация имела два очень важных последствия.

Во-первых, крупные лоты ценой в несколько сотен миллионов рублей требуют от участников закупки опыта реализации сопоставимых по размеру контрактов, которых у небольших петербургских игроков попросту нет. Критерий цены контракта вообще больше не является определяющим. Поставщиков теперь судят не опыту, штату сотрудников и прочим условиям, которые меняются от контракта к контракту.

Во-вторых, высокая сумма контракта фактически ограничивает полномочия районов по проведению конкурсов в пользу Комитета по госзаказу и Управления социального питания как курирующих органов власти.

Таким нехитрым образом Алексей Барабанщиков решил сразу две проблемы — лишил большинство игроков рынка шансов на получение контрактов и получил возможность определять требования конкурсной документации, которого у Управления социального питания де-юре никогда не было и нет.

В интересах государства

Попытки реализовать новую схему на практике привели к обвалу всей наработанной годами процедуры заключения контрактов на новый учебный год. Конкурсы просто не успели провести вовремя. Либо заказчики не могли согласовать документацию, либо процедуры срывались на стадии проведения торгов, когда подрядчики не могли понять, что именно от них хотят и по каким критериям оценивают.

В итоге новый учебный год исполнения поручения президента о бесплатном питании школы Петербурга начали без поставщиков этого самого питания. По состоянию на октябрь 2020 года более 120 тыс. петербургских школьников получали завтраки и обеды по временной схеме. Чтобы не подвести главу государтсва и не вызвать социальный взрыв, власти вынуждены были разрешить школам фактически без конкурсных процедур заключать срочные договоры на месяц-два с прежними поставщиками. На дворе уже почти зима, а проблема в некоторых районах до сих пор не решена. В любой момент срочные договоры могут быть расторгнуты, и кормить детей будет некому.

При внимательном анализе прошедших и затянутых процедур выяснилась любопытная деталь. Во всех них участвовало принадлежащее Смольному АО «КСП Красносельского района».

Первый крупный контракт комбинат, ранее обслуживающий только свой район, выиграл в Пушкине. За 180 млн рублей Красносельский КСП обязался весь год кормить всех школьников района, при этом при рассмотрении конкурсных предложений комиссия забраковала предложение такого же государственного Пушкинского комбината. Исполнение заключенного контракта уже в первые дни обернулось проблемами. Не имея собственной производственной базы в Пушкине, Красносельский КСП был вынужден возить еду в соседний район в термосах, что привело к задержкам и нехватке пайков. На жалобы возмущенных родителей вынуждена была отреагировать прокуратура.

Вслед за этим при участии Красносельского комбината состоялись конкурсы в Московском, Фрунзенском и Калининском районах. Во всех трех он не смог победить из-за ошибок, допущенных в документации, и явном нежелании районных заказчиков идти на поводу у Управления соцпитания. Однако во всех трех случаях срывы процедур привели к необходимости пересаживать школы на временные контракты. Аналогичный конкурс до сих пор идет и в Приморском районе, где также участвует Красносельский КСП.

Конкурс в Василеостровском районе завершился 2 ноября, и на нем победу одержал смольнинский комбинат, предложивший самую высокую цену. Несмотря на наличие более выгодных предложений, комиссия отдала предпочтение Красносельскому КСП, заявившему в своей заявке аж 400 поваров при наличии всего 33 школ в районе. Несложно посчитать, что такая кухонная армия могла бы прокормить половину детских учреждений города, но уже месяц в школах Василеостровского района не хватает еды для льготников — положенного количества завтраков и обедов просто не привозят.

Отсутствующих поваров Красносельский КСП ищет в интернете через сайты вакансий. Однако контактным телефоном в таких объявлениях указан номер другого государственного комбината — Василеостровского КСП. Директором этого «дружественного» предприятия не так давно был назначен майор службы тылового обеспечения Леонид Мишуров. Возможно, это совпадение, но директором Красносельского КСП также является отставной военный Ростислав Савинов, на службе занимавшийся вопросами материально-технического обеспечения войск.

Несложно сделать вывод, что речь идет о возможной монополизации рынка. Причем не только путем устранения коммерческих предприятий на конкурсах, но и с помощью поглощения государственных конкурентов.

Себе во благо

КСП Красносельского района заслуживает отдельного внимания. Комбинат никогда не входил в число лидеров отрасли и довольствовался небольшими местными контрактами. Согласно доступной отчетности в системе СПАРК, предприятие последние годы еле сводило концы с концами, показывая чистую прибыль в несколько тысяч рублей. Однако с приходом Алексей Баранбанщикова и Ростислава Савинова дела у комбината резко пошли в гору. Как отмечает «Фонтанка», «всего за 4 месяца работы заключить крупнейшие контракты и в кратчайшие сроки принять нестандартное для руководителя подконтрольного Смольному АО решение о региональном расширении бизнеса. Через 10 дней после начала работы Красносельское КСП уже на правах единственного поставщика получило в подмосковном Красногорске контракт на 100 млн рублей». По условиям контракта нищее петербургское предприятие, варившее еду для нескольких школ, должно было поставить более 46 тыс. продуктовых наборов малоимущем семьям в столичном регионе. Контракт предполагал жесткие сроки и сложнейшую логистику, но был закрыт через несколько месяцев как полностью выполненный.

У управленческого чуда, пожалуй, есть объяснение. Участники рынка заявили «Фонтанке», что «по одной из версий, реальным исполнителем контракта было красногорское МУП „Производственно-торговое объединение общественного питания“». А вот куда и как разошлись 100 млн рублей, осталось тайной. До конца года осталось ждать недолго, но вот в то, что изменится годовая отчетность Красносельского предприятия, верится с трудом. Зато комбинат получил неоценимый бонус — наличие в резюме крупного контракта, которого достаточно для того, чтобы участвовать в новых укрупненных конкурсах в Петербурге.

Это не единственная бизнес-аномалия, произошедшая с заштатным комбинатом под руководством московского менеджера. Вслед за сменой директора комбината в Петербурге была зарегистрирована частная компания «Продпоставка», которая обзавелась объемными складами. Именно на них поставщики привозят продукты, предназначенные для Красносельского комбината. Иными словами, экспансия Красносельского КСП будет продолжена.

Однако Барабанщикову стоит учитывать, что в положении возглавляемого им ведомства черным по белому прописана задача содействия развития конкуренции. Возможно, именно поэтому реформу школьного питания формального не согласовали ни юридическая служба Смольного, ни петербургское управление антимонопольной службы. Вся схема существует лишь в голове Алексея Барабанщикова и не подкреплена ни одним нормативным актом, кроме подписи губернатора на предложении Управления соцпитания.

Не исключено, что на это и был расчет. Пока чиновники будут неспешно разбираться, что же происходит, рынок уже будет подсажен на услуги частного поставщика. Тогда настанет время без шума и пыли растворяться в лучших традициях великого комбинатора. А крайним останется губернатор…

Глеб Иванов

Подпишитесь