Posted 20 ноября 2020, 13:35
Published 20 ноября 2020, 13:35
Modified 30 марта, 12:55
Updated 30 марта, 12:55
В больших мегаполисах необходима комплексная интеграция всех транспортных артерий и систем города в единую сеть. Для Москвы такой сетью стал транспортный каркас. Он объединил в себе подземное метро и наземные линии — МЦК и МЦД, созданные на базе железнодорожной инфраструктуры, районные дороги и хорды, и, наконец, транспортно-пересадочные узлы, которые связывают транспортные артерии и делают их удобными для жителей.
Проекты новых дорог, станций метро, трамвайных линий, перехватывающих парковок и транспортно-пересадочных узлов теперь согласованы между собой. Это позволяет не только решать точечные проблемы и разгружать сложные участки городских магистралей, но развивать транспортную инфраструктуру комплексно.
Подобный подход применяется во многих мегаполисах мира, столкнувшихся с транспортным коллапсом. Только комплексное развитие инфраструктуры позволяет решать проблемы системно. Именно это сейчас делает московское правительство. Чтобы избежать появление «узких мест» и заложить основу для совершенствования транспортной системы в будущем, все ее элементы развиваются не в отрыве друг от друга, а в связке. И поскольку Московская агломерация включает не только столицу, но и Подмосковье, городские чиновники разрабатывают стратегию развития транспортной сети совместно с правительством Московской области.
По мнению генерального директора Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергея Георгиевского среди актуальных на ближайшее время направлений развития транспортной инфраструктуры — «повышение плотности улично-дорожной сети и сети внеуличного общественного транспорта, интеграция железнодорожного транспорта в систему общегородских коммуникаций с организацией транзита в Московскую область, также диверсификация транспортных перемещений с возможностью выбора предпочтительного вида общественного транспорта, в том числе за счет удобных транспортно-пересадочных узлов».
Итак, транспортный каркас Москвы — это дороги, метро, трамвайные линии, транспортно-пересадочные узлы с перехватывающими парковками и пригородные электрички. Рассмотрим, как развивается каждый из этих элементов, и как они связаны между собой.
Метро
Близость дома к станции подземки традиционно считается одним из важнейших показателей комфорта для москвичей. Если до ближайшей станции несколько минут пешком, можно отказаться от ежедневных поездок на личном автомобиле в пользу общественного транспорта, и сэкономить при этом время в пути к нужному месту. К 2025 году такая возможность будет у 90% москвичей.
В ближайшие четыре года в столице построят еще 25 новых станций: по восемь-девять планируют открывать ежегодно. Самым масштабным проектом в этом направлении станет строительство Большой кольцевой линии. После ее полного запуска, который запланирован на 2023 год, БКЛ станет самой протяженной линией московского метро. Еще одно подземное кольцо — это 70 километров путей, 31 станция и 20 пересадок на другие линии метро, МЦК, пригородные электрички и МЦД. В результате, пассажиры смогут добраться до нужной точки, сократив перепробеги. В результате, с открытием БКЛ радиальные линии метро удастся разгрузить до 30%. В подземке не останется участков, которые работают в условиях превышения своей пропускной способности.
Параллельно в городе строятся радиальные линии. В частности, новые станции появляются на присоединенных к городу территориях.
«У нас есть реальный шанс сделать транспортную систему, особенно общественный транспорт, лучшей в мире. Уверен, что мы такую задачу выполним», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
МЦД и МЦК
Несколько лет назад столичные власти решили интегрировать в сеть городского транспорта железные дороги. Так в транспортном каркасе Москвы появилось еще два элемента: МЦК и МЦД. Этот шаг эксперты и чиновники обсуждали последние 50 лет, но сделали его лишь при Сергее Собянине. По сути, речь идет о создании на базе железных дорог наземных линий метро — с пересадками на станции подземки и единой билетной системой.
Движение по Московскому центральному кольцу запустили в 2016 году, и жители столицы получили еще 31 станцию. Строители обновили пути, отремонтировали существующие и построили новые станции, сделали удобные пересадки на метро.
Следующим этапом интеграции железных дорог в городскую сеть стал проект Московских центральных диаметров. Первые две линии МЦД уже запущены. Они проходят через центр города и связывают между собой Одинцово и Лобню, Подольск и Нахабино. Современные удобные поезда курсируют в тактовом графике и в среднем на 70% чаще, чем по тем же линиям до запуска МЦД. Новые остановочные пункты позволяют пересесть с метро на электричку без лишних перепробегов, а новые тарифы на проезд з сэкономить до 75% на ежедневных поездках.
До конца 2024 года столичные власти намерены запустить движение еще по трем линиям: «Зеленоград-Раменское», «Апрелевка-Железнодорожный» и «Пушкино-Домодедово». В результате, все пять диаметров добавят в транспортную систему 186 станций.
Дороги
За 10 лет в столице построили больше 1000 километров новых дорог и почти 300 мостов, тоннелей и эстакад, реконструировали 15 вылетных магистралей: Волгоградский и Рязанский проспекты, Дмитровское, Ленинградское, Каширское, Калужское, Можайское, Волоколамское, Варшавское, Ярославское шоссе и шоссе Энтузиастов, проспект Генерала Дорохова, дорогу Марьино — Саларьево, а также Мз Украина — Московской — Калужское шоссе — Южное Бутово. За счет реконструкции и организации движения по направленным схемам быстрее поехали 17 клеверных развязок на МКАД.
В следующие три года темпы строительства дорог снижать не планируют. В адресной инвестиционной программе Москвы до 2023 годы уже заложены средства на строительство 270 километров дорог, больше 50 пешеходных переходов и реконструкцию еще пяти развязок на МКАД. Параллельно чиновники рассчитывают закончить строительство крупных магистралей транспортного каркаса ТиНАО и открыть движение по новым хордам. Их строительство существенно разгрузит московские дороги в центре и улучшит связанность городских районов между собой.
До сих пор, чтобы попасть в соседний район, москвичам нередко приходится делать крюк через центр. С появлением ТТК ситуация лишь немного улучшилась. Именно хорды должны исправить ошибку советских градостроителей и отвести большую часть транспорта от центра города.
«Любое строительство дорог, тем более такое стратегически важное, как создание хордовых магистралей, необходимо для дальнейшего функционирования мегаполиса», — подчеркнул президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.
Уже сейчас в городе полностью открыта для автомобилистов Северо-Западная хорда, шесть участков Северо-Восточной хорды и три участка Южной рокады. Общая строительная готовность всех хорд составляет 72%. К 2023 году эту работу планируют закончить. Запуск движения по СВХ, ЮВХ и Южной рокаде улучшат связанность 73 московских районов с населением около 7 млн человек.
Преимущество хордовых магистралей заключается в том, что, с одной стороны, они выполняют функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд автотранспорта за МКАД, минуя центр города. С другой стороны — хорды перераспределяют транспортные потоки между вылетными магистралями, которые они пересекают. По мнению экспертов, такая система организации движения на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая.
Трамваи
Современная трамвайная сеть — это 420 километров путей и 40 маршрутов. За последние 10 лет трамвайный парк обновился на 70%. Почти 80% линий обособили от автомобильных дорог, благодаря чему расписание выполняется на 96%. Ремонтируя трамвайные пути, рабочие меняют старые шпалы на более долговечные и экологичные — из переработанных материалов.
Московский трамвай стал победителем международной премии Global Light Rail Awards. Это ведущая награда, за которую каждый год соревнуются лучшие трамвайные системы городов со всего мира. Это первая победа такого уровня за 121 год работы. Москва обошла британского оператора West Midlands metro, став первой в номинации «Самая развивающаяся система».
Транспортно-пересадочные узлы
ТПУ призваны связать все виды транспорта — метро, автобусы, электрички и в единую систему. Их основная задача — сделать пересадку между разными видами общественного транспорта более комфортной и быстрой. Для автомобилистов там предусмотрены перехватывающие парковки, что позволяет оставить автомобиль на день и дальше передвигаться по городу, например, на метро. Такая схема способна разгрузить московские дороги на 7%, что немало для мегаполиса.
В ближайшие три года в столице построят еще 33 ТПУ в дополнение к тем, что уже работают.
Системы проката
Исследовательское подразделение Deutsche Bank включило Москву в первую десятку городов мира с самыми доступными ценами на поездки в такси. По данным международного консорциума экспертов, Москва вошла в число лидеров среди крупных мировых мегаполисов по скорости подачи машины. А еще, в столице один из самых молодых автопарков такси в мире. С 2012 года, благодаря городским субсидиям, парк обновился на 68%. В результате, количество москвичей, которые передвигаются по городу на такси, с 2010 года выросло в 19 раз.
Чтобы у горожан была альтернатива: ездить с водителем или сесть за руль самому, городские власти запустили и поддерживают в городе систему каршеринга. Операторы получают субсидии на возмещение части затрат на лизинг и льготные парковочные разрешения. Автопарк каршеринга сегодня включает больше 26 тысяч машин разного класса, и каждый житель города может взять в аренду автомобиль рядом с домом.
С 2013 года в Москве работает городской велопрокат «Велобайк». Сегодня станции проката есть в 88 районах столицы. Москвичам доступны для аренды больше 6,5 тысяч велосипедов. Для многих это становится хорошей альтернативой поездкам на общественном транспорте, если речь идет о коротких дистанциях. Количество автивных пользователей велопроката с 2013 года — более 1,2 млн человек. И популярность велосипедов напрокат растет — только в 2020 году зафиксировано почти 500 тысяч активных пользователей. А два года назад в городе появились и станции проката самокатов. В основном — электрических. Они пользуются спросом и позволяют жителям Москвы активнее перемещаться по городу.
Создание транспортного каркаса — это не только решение проблем сегодняшнего дня, но формирование важнейшей основы для дальнейшего развития столицы, позволяющей избежать транспортных проблем, которые бы ждали город без единой концепции в сфере транспорта, отмечают в городской мэрии.
Ася Никитина