Зачем госсекретарь США рванул в Грузию?

19 ноября 2020, 18:35
Срочный визит Помпео в Тбилиси явно связан с вводом в Карабах российских миротворцев. Американцы ищут варианты расширения своего присутствия в регионе.

В программе «прощального» турне госсекретаря США Майка Помпео в ряд «дружественных» стран Грузия, по информации разных источников, изначально не фигурировала. Но геополитическая ситуация меняется столь стремительно, что находящемуся на «излете» высокопоставленному американцу пришлось внести коррективы в географию своего путешествия. Виновата Россия, введшая, вероятно, неожиданно для Вашингтона, свой миротворческий контингент в Нагорный Карабах. К тому же «почему-то» в тандем с Москвой в карабахское урегулирование вступила Турция. Откуда ни глянь, это не есть хорошо. Теперь США и Франция, как сопредседатели Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, требуют от Москвы разъяснения роли Анкары в соглашении по прекращению огня в конфликтной зоне.

В большей степени Вашингтон, вероятно, напрягает ввод в Карабах российских миротворцев, нежели ограниченного турецкого контингента, но с Москвой он разговаривает в другом тоне, хотя она не «слаще» Анкары. Ведь по факту (хотя, возможно, и условно) на Южном Кавказе появилась четвертая российская военная база, что изменило военный и геополитический баланс сил в регионе. Это означает угрозу значительного ослабления влияния США в Закавказье, и в качестве единственной опорной точки для них здесь может выступить только Грузия. Вопрос в том, в какой форме и какова «цена» этого вопроса для Тбилиси, имея в виду притязания Москвы и Анкары на военно-политическое доминирование.

Грузия — это вам не Турция

Если ни у президента Реджепа Тайипа Эрдогана, ни у других высокопоставленных турецких чиновников не нашлось времени на хоть краткую встречу с Помпео («восточное гостеприимство» ограничилось его беседой в Стамбуле с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I), то в Грузии американца ждали не только первые лица страны, но и оппозиция. Последняя, устроившая «безмолвную акцию» к встрече гостя, ожидала от США массированной поддержки и подтверждения, что октябрьские парламентские выборы в стране были фальсифицированы, и надо назначать новые. Но с оппозиционными лидерами Помпео не встретился — пообщался лишь с представителями гражданского сектора. Этот пробел восполнил его помощник Филип Рикер. В итоге Вашингтон, далеко не восхищенный уровнем проведенных выборов, призвал оппозицию отказаться от бойкота и приступить к работе в парламенте, добиться изменений в избирательной системе с тем, чтобы следующие выборы были лучше.

Встречи Помпео с руководством страны были закрытыми для СМИ, а сам госсекретарь никаких комментариев не делал. По данным пресс-службы администрации премьер-министра Грузии Георгия Гахария, он обсудил с Помпео вопросы углубления сотрудничества в сферах обороны и безопасности, экономики и демократической консолидации. «Настал момент усиления нашего сотрудничества и партнерства, а также усиления присутствия Соединенных Штатов в регионе», — сказал премьер. В какой форме ему это видится, не уточняется.

Информацию дополнило посольство США в Тбилиси, сообщившее, что Гахария и глава грузинского МИД Давид Залкалиани обсуждали поддержку Вашингтоном евроатлантических устремлений Грузии и усиление ее демократических институтов, реформирование избирательной и судебной систем. Встретился Помпео и с Католикосом-Патриархом Всея Грузии Илией II.

В свою очередь после встречи с Помпео президент Саломе Зурабишвили заявила, что США вновь подтвердили свою поддержку суверенитету и территориальной целостности ее страны, и что «в Грузии и в регионе будет больше Америки». Последняя фраза тоже осталась без расшифровки. Г-жа президент заверила, что Грузия «остается одной из главных и прочных опор политики США в этом регионе».

Разместятся ли в Сакартвело американские базы

Понятно, что новая ситуация в регионе требует от США быстрых решений. Но вопрос в том, насколько они будут безопасны для Грузии в условиях, когда Россия ни с кем не желает делиться Южным Кавказом, и даже довольно тесное сотрудничество Тбилиси и Вашингтона, в том числе по линии НАТО, вызывает, как минимум, раздражение в Москве. А тут группа грузинских экспертов, политиков и бывших министров, в том числе — обороны, в преддверии визита Помпео в Тбилиси обратилась к нему с открытым письмом, в котором говорится о необходимости «постоянного присутствия американских вооруженных сил» на территории страны. Поясняется, что такие силы могут включать в себя американский и европейский военный контингент на ротационной основе, элементы тылового и воздушного патрулирования, что даст западным партнерам широкие возможности для «непрерывных действий в регионах Южного Кавказа и Черного моря». Авторы обращения уверены: военное присутствие США в Грузии широко поддерживается ее населением, предотвратит стоящие перед страной угрозы и ускорит ее членство в НАТО.

То есть фактически подписанты обращения подразумевают размещение в Грузии американской военной базы, не называя ее своим именем. Но, как заявила журналистам член политсовета правящей партии «Грузинская мечта» Тея Цулукиани, вопрос размещения военных баз США «в официальной повестке дня не стоит, и в неофициальной — тоже». Напомним, что ранее, еще до ввода российских миротворцев в Карабах, президент Зурабишвили выступила против создания полноценной военной базы США в Грузии.

Между тем, согласно информации из открытых источников, в прошлом году Грузия и США подписали договор о военном сотрудничестве, и речь вроде бы шла о намерении Вашингтона построить свой военный аэродром на базе в Вазиани. Этого пока не случилось. Однако документом предусмотрено создание пунктов совместной безопасности (Cooperative Security Locations) с соответствующим материально-техническим обеспечением и минимальным военным контингентом США. Но изменение военного и геополитического баланса сил из-за Карабаха может трансформировать пункт в нечто большее. Если такой сценарий рассматривается Тбилиси и Вашингтоном, то напряженность в регионе усилится. Пойдут ли на это грузинские власти?

Завышены ли ожидания?

Накануне визита Помпео в Тбилиси глава грузинского МИД заявил об «амбициозных планах» по переводу стратегического партнерства с США на качественно новый уровень. Разумеется, расшифровано опять ничего не было. Создается впечатление, что власти озвучивают для внутренней аудитории завышенные ожидания от стратегического партнерства с Америкой, которая вряд ли захочет столкнуться с Россией и Турцией на Южном Кавказе. Но США вполне определенно рассматривают Сакартвело как важнейшую для себя страну в бассейне Черного моря и, к тому же, соседствующую с Россией и находящуюся вблизи Ирана.

Словом, ввод миротворцев РФ в Карабах, с одной стороны, повысил вес Грузии для США как единственной его опоры на Южном Кавказе, но с другой — поставил страну под российский удар, если шевеление по обустройству американской военной инфраструктуры все же начнется. Многие наблюдатели в Тбилиси считают, что сейчас самое время активизировать лоббирование вступления Грузии в НАТО, на худой конец — предоставление ей программы МАР, плана действий по членству в альянсе. Но для этого надо будет убедить других членов блока в необходимости ускорить соответствующие процессы, от чего многие из них до сих пор воздерживались, хотя Грузия участвовала едва ли не во всех миротворческих миссиях, проводимых под эгидой альянса, направляя в горячие точки тысячи своих военнослужащих.

Но Россия резко отреагирует и на МАР, случись такое событие на самом деле. Последствия могут быть для Грузии тяжелыми. Стране с ее внутренней нестабильностью и «откусанными» территориями сейчас предпочтительнее остерегаться резких движений, вызывающих ответную реакцию России: Запад за Грузию сражаться не будет, а его словесная поддержка ничего не стоит.

Таким образом, в заданной ситуации США, по идее, должны удовлетвориться приверженностью властей Грузии к евроатлантической интеграции и ее неучастием в антагонистичных Вашингтону и «коллективному Западу» военных блоках и подковерных играх. Америке сейчас продуктивнее сохранить имеющиеся отношения с Грузией, несколько расширив их в контексте совместной борьбы с терроризмом, укрепления военной подготовки армии партнера и ее боеспособности. В конце концов, на это надо лишь слегка потратиться.

Андрей Николаев

#Политика #Главное #Всегда актуально #Андрей Николаев #Филип Рикер #Саломе Зурабишвили #В мире #Тея Цулукиани #Давид Залкалиани
Подпишитесь