Posted 13 ноября 2020, 20:10
Published 13 ноября 2020, 20:10
Modified 30 марта, 12:58
Updated 30 марта, 12:58
Самая громкая история минувшей недели, уже обросшая массой противоречивых слухов, — арест россиянина Дмитрия Федоткина, который был сотрудником российской авиакомпании «Аэрофлот» в Великобритании. Его обвиняют в измене Родине. Он якобы передавал какие-то тайные (хотя формально не секретные) сведения британской разведке. Примечательно здесь, что это задержание случилось сразу после того, как глава «Аэрофлота» Виталий Савельев занял пост министра транспорта.
История таинственная, сразу пошли слухи, что российская контрразведка «вела» Федоткина уже чуть ли не пару лет. По одной из версий (самой скандальной), именно он якобы навел даже не британских разведчиков, а российских журналистов на авиабилеты «Петрова и Боширова», которых впоследствии на Западе обвинили в отравлении бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля и его дочери. По этой логике, российские спецслужбы просто наказывают Федоткина.
По другой версии (не менее сомнительной) — это, наоборот, борьба внутри российских спецслужб. Как и культурные центры при посольствах, представительства «Аэрофлота» за границей традиционно, еще с советских времен, считаются зоной влияния внешней разведки (сейчас в России это СВР). Так что якобы ФСБ таким образом атакует ведомство Сергея Нарышкина в рамках только им понятных внутренних разборок. К примеру, борьбы за влияние на российское руководство.
Согласно третьей версии, это попытка собрать компромат на Савельева. Он пошел на повышение, «спихнув» с поста министра транспорта Евгения Дитриха, которого пресса называла ставленником старых друзей российского президента — братьев Ротенбергов. Теперь они, что называется, наносят ответный удар. Причем не кому-нибудь, а замглавы президентской администрации Дмитрию Козаку, чьим человеком, по одной из версий, является Савельев.
Ходят, впрочем, и слухи, что задержание Федоткина должно ударить по другому бывшему главе Минтранса — Максиму Соколову, который никак не утратит надежд занять пост губернатора Санкт-Петербурга. Как пишут связанные с Санкт-Петербургом анонимные телеграм-каналы, у Федоткина якобы есть на бывшего министра какой-то сногсшибательный компромат.
Кстати, прошел слух, что Евгений Дитрих, которого после отставки с поста министра прочили в губернаторы Белгородской области, отказался занять этот пост, потому что добивается какой-то более серьезной должности. Например, главы того же «Аэрофлота». Но для этого придется подвинуть уже назначенного врио руководителя этой компании, которым после ухода Савельева стал Андрей Чиханчин, сын влиятельного главы Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрия Чиханчина.
Накануне пакетной отставки министров, в ходе которой потерял свой пост также и глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, в прессу просочились слухи, что на его место придет другой представитель наследственной российской номенклатуры — Борис Ковальчук. Это сын старого друга Владимира Путина, предпринимателя и бывшего председателя совета директоров банка «Россия» Юрия Ковальчука. Борис Ковальчук уже занимает высокий пост — он руководит компанией «Интер РАО».
Казалось бы, Ковальчуки считаются одной из самых сильных групп в окружении Владимира Путина. И все же получить контроль над Минприроды они не смогли. Кобылкин, как говорят, вынужден был уйти из-за своей несговорчивости в отношениях с крупнейшей российской нефтедобывающей компанией «Роснефть», которой руководит известный своим влиянием Игорь Сечин.
Однако министром стал и не «сечинский» человек, и не член семьи Ковальчуков, а бывший министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. Пресса сразу же поторопилась назвать его выдвиженцем вице-премьера Юрия Трутнева, влияние которого в последнее время снова растет. Но есть версия, что хотя Козлов, конечно, ориентируется во многом на Трутнева, в прошлом он всегда был человеком губернатора Приморского края Олега Кожемяко. Это вполне независимая от Трутнева фигура, так что и Козлов будет пользоваться на новом посту значительной свободой рук.
И тут уже не так важно, с чьей помощью — Трутнева, Кожемяко, российских нефтяников или сразу множества разнообразных групп влияния, новому главе Минприроды удалось оттеснить Бориса Ковальчука. Впрочем, есть вероятность, что слухи о назначении министром сына близкого друга президента вообще были выдумкой.
Последняя группа слухов с правительством напрямую не связана. Речь о замене спикеров обеих палат российского парламента, причем в случае с нижней, еще до выборов в Госдуму. Мотивы здесь описываются так: якобы Владимир Путин решил расставить новых руководителей перед тем, как страна войдет в большую избирательную кампанию, чтобы встряхнуть правящий класс и вызвать у населения иллюзию перемен.
В Госдуму на место спикера, которое сейчас занимает Вячеслав Володин, прочат сенатора Андрея Клишаса, который стал одним из наиболее заметных лиц в российской власти в период принятия поправок в Конституцию. Есть, впрочем, и альтернативные варианты, вплоть даже до Дмитрия Медведева, которого, получается, сейчас «сватают» сразу на несколько влиятельных постов.
Решение о перестановках именно сейчас связано якобы еще и с тем, что ни Володин, ни глава Совфеда Валентина Матвиенко уходить никуда не хотят. Они оба видят, что равных по влиянию постов им, скорее всего не предоставят. Не достанется им ни мантия члена Конституционного суда, ни, тем более, кресло его председателя. Говорят, что Кремль собирается скоро заменить 77-летнего Валерия Зорькина на этом посту. Но даже если это произойдет, то, если верить самому свежему слуху, его место может занять нынешний глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников.
Потенциально привлекательной остается еще должность главы аппарата Госсовета, который, в теории, может стать очень влиятельным органом. Но ведь есть и вероятность, что он, подобно Общероссийскому народному фронту, так и останется на «запасном пути».
Так что спикеры обеих палат парламента отчаянно сопротивляются переменам. Причем у Валентины Матвиенко, как говорят, это пока получается лучше, чем у Володина. Однако будущее назначение Владимиром Путиным сенаторов по пока не задействованной им президентской квоте неизбежно приведет в Совет Федерации фигуры, которые окажутся не слабее самой Валентины Ивановны. Вот тут-то ей, возможно, и придется подвинуться.
Ну а Вячеслав Володин может потерять свой пост после того, как Кремль окончательно определится со стратегией предвыборной кампании в Госдуму (с этим по-прежнему есть проблемы). Тут спикер нижней палаты парламента, скорее всего, окажется пятым колесом в телеге, и Владимиру Путину придется найти ему новое занятие.
Иван Преображенский