Posted 5 ноября 2020, 13:01
Published 5 ноября 2020, 13:01
Modified 30 марта, 13:02
Updated 30 марта, 13:02
Российские исторические сериалы чаще всего получают противоречивые оценки и от критиков, и от целевой аудитории. В нынешнем телесезоне ярким примером стал широко разрекламированный проект «Зулейха открывает глаза». Аналогичная участь постигла и сериал «Зови меня мамой», который тоже посвящен 1930-м годам — тяжелому времени раскулачивания и коллективизации.
История России никогда не была простой и безоблачной, и почти каждый отечественный фильм о минувших эпохах имеет трагический оттенок. А поскольку память о драмах советского времени еще свежа, любой связанный с ними сюжет становится предметом диспутов и конфликтов. В каком ключе они ведутся — зависит, в том числе, от художественной ценности картины.
Сериал «Зови меня мамой» стал новой ступенью в карьере своих создателей: режиссер Сергей Пикалов прежде не снимал исторических проектов, специализируясь в основном на более легких жанрах, а актриса Анна Старшенбаум, сыгравшая главную роль, считала себя исключительно современной героиней. И этот факт вызывает уважение: далеко не все медийные лица сейчас озабочены творческим развитием — чаще они предпочитают заявлять о себе экстравагантным поведением.
Как утверждают авторы, сериал основан на реальных событиях. Его хронология проходит через этапы раскулачивания, сталинских репрессий, Великую Отечественную войну и первые мирные годы. Конечно, во все времена остается место для человеческих чувств и отношений, но в этой истории изначально задан очень мрачный фон, которому соответствуют и резко прорисованная черно-белая заставка, и необычный саундтрек, и приглушенная цветовая палитра.
В центре сюжета — судьба женщины, но она подана совсем в ином ключе, чем в традиционных для российского телевидения мелодрамах. Хотя начало кажется вполне банальным: главная героиня, крестьянка Татьяна Козлова, становится объектом страсти двух мужчин, представляющих разные социальные слои, — Василия, который ратует за новые порядки (Андрей Фролов), и сына зажиточных крестьян Николая (Алексей Барабаш). Здесь возникает один из наиболее сложных и интересных с психологической точки зрения вопросов: какое противоборство является более страшным и непримиримым — классовое, политическое или любовное? Что из этих составляющих — причина, а что — следствие многолетней войны, которая отравила жизнь не только этим троим персонажам?
Если в романтичном и ярком фильме Валерия Тодоровского «Стиляги» банальный любовный треугольник был подан под соусом идеологического конфликта, то авторы «Зови меня мамой» сознательно ушли в сторону от мелодраматической линии. Девушка выбирает любимого, хоть и политически ненадежного Николая, однако счастья этот брак не приносит. Муж предает Татьяну, но она не опускает руки и находит себя в помощи другим людям. Ей доверяют на воспитание двух мальчиков, которых героиня опекает как родных. Кстати, рабочим названием сериала было более избитое — «Нянька», но авторы решили его изменить, что несомненно пошло во благо и лучше раскрыло суть истории.
Хотя сериал посвящен былым событиям, его замысел укладывается в современную драматургическую концепцию: эпоха условных «принцев на белом коне» и «принцесс в беде» уходит в прошлое, и здесь мы также не увидим таких типажей. Татьяна способна жить чем-то важным помимо мужчины и любви к нему. Но в то же время она не является гротескной «сильной и независимой» героиней — ей свойственны истинная женственность и душевность, которую Анна Старшенбаум смогла передать очень органично.
Отсутствие на первом плане любовной линии и кровных детей все еще очень нетипичны для массовой российской аудитории, которую в основном представляют женщины среднего и старшего возраста. В этом контексте исторический фон вполне уместен: совмещать банальное выживание с романтическими чувствами и созданием семьи могли далеко не все, и многим приходилось искать дополнительные точки опоры.
Стоит отметить, что актерская игра в данном проекте находится на достаточно высоком уровне, хотя остальные персонажи несколько теряются на фоне главной героини.
Но вообще в последние годы российские сериалы задали очень низкую планку и большинство зрителей смотрят их не для культурного обогащения, а хотя бы ради положительных эмоций. «Зови меня мамой» тоже далеко не безупречен, и главным его недостатком можно назвать монотонность повествования, особенно в ранних сериях. Однако неординарность сюжета и обращение к непростым, животрепещущим темам вкупе с извечными вопросами женской судьбы несомненно придутся по душе думающей аудитории, хотя и не дадут ответов на исторический вопрос «кто виноват?» Впрочем, это вовсе не является культурной задачей сериала — вопреки ожиданиям некоторых и просоветских, и антисоветских экспертов-любителей.
Людмила Семенова