Posted 29 октября 2020, 16:13
Published 29 октября 2020, 16:13
Modified 30 марта, 13:04
Updated 30 марта, 13:04
Пандемия ударила по системе здравоохранения в России: вспышки коронавируса, карантин в отделениях, нехватка масок и перчаток, гибель врачей. Между тем различные медучреждения оказались перед непростой задачей — сохранить качество оказываемой помощи. Не стал исключением и Петербургский городской онкологический центр, куда отправился корреспондент «Росбалта» с двухдневным визитом.
Просто так попасть в онкоцентр сейчас не так легко. Сперва попросят сдать тест на коронавирус и подождать сутки результатов. Вход в кабинет для анализов находится снаружи — через всю клинику проходить не придется, а значит, и риск заражения значительно снижается. Приветливо встречают два сотрудника в халатах, шапочках и защитных экранах.
«Что же нам не сказали, что придет журналист? Мы бы привели себя в порядок, — смеются медработники, после чего берут мазок на COVID-19. — Обязательно напишите про наш 102-й кабинет».
Упомянуть стоит не только его, но весь огромный комплекс, выстроенный в поселке Песочный. Петербургский городской онкоцентр — наиболее современно оснащенная клиника в России: более 6 тыс. единиц оборудования, 138 высоких технологий в диагностике и лечении злокачественных опухолей. Мощность стационара достигает 577 коек. Врачи обследуют взрослых пациентов и детей с любыми видами рака.
В пандемию медицинская помощь здесь не прекратилась, хотя коронавирус и внес коррективы в работу. Это заметил и корреспондент, который после получения отрицательных результатов на COVID-19 вернулся в стены онкоцентра.
Всем посетителям проводят экспресс-тестирование — обязательное условие, чтобы не занести вирус: от ставшей обыденностью термометрии, причем и с помощью тепловизоров, до проверки гемоглобина на насыщенность кислородом. В последнем случае выручает небольшой прибор — пульсоксиметр. Просят пациентов и заполнить анкету с анамнезом за последние две недели: беспокоили ли такие и такие симптомы, контактировали ли с зараженными. Число, подпись, предупреждение об ответственности за ложную информацию.
«С началом пандемии руководство центра разработало целый комплекс мероприятий, препятствующий заносу и распространению новой коронавирусной инфекции. Внедрялся он тяжело, рекомендаций еще не было. Для нас был примером опыт иностранных коллег. Разница состояла в менталитете пациентов. Мы учли свои ошибки, и сейчас механизм работает как часы, — рассказывает пресс-секретарь Анна Медведева во время прогулки по просторным коридорам онкоцентра. — В первую очередь были разделены потоки: посетители, пациенты и персонал проходят в центр через разные двери. Все входные зоны оборудованы дистанционным температурным контролем — тепловизорами. Для госпитализации многие городские стационары стали требовать справки об отрицательном результате на COVID-19. Сроки, в которые лаборатории предоставляют результат, слишком большие. Поэтому для удобства наших пациентов мы развернули собственную лабораторию. Ежедневно она делает ПЦР-тесты сотням пациентов и сотрудников».
Процедура действительно простая. Статус референсной лаборатории позволяет не подтверждать результаты в Центре гигиены на Оборонной улице.
«Накануне госпитализации мы дополнительно проводим нативную компьютерную томографию плановым пациентам, чтобы исключить пневмонию. В июне каждый день фиксировали до 15 человек, у которых течение болезни протекало бессимптомно. Сегодня COVID-19 выявляется у каждого 70 исследуемого, ежедневно регистрируется до пяти случаев пневмонии», — приводит цифры пресс-секретарь.
Коридоры онкоцентра выглядят безопасно: очереди небольшие, социальную дистанцию большинство пациентов соблюдает. Каждые два часа помещения дезинфицируют.
Коллектив пришлось социально разобщить — требование времени. Ежедневные конференции и обсуждения проходят в онлайн формате. Значительные вспышки коронавируса среди персонала здесь не фиксировали. В июне, например, болели всего 2% сотрудников из почти полутора тысяч. К такому результату привело и еженедельное тестирование на COVID-19, которое развернули в онкоцентре.
По пути прохожу палаты с онкобольными. Стук в случайную дверь. На просьбу зайти и осмотреться отвечают сразу. Все вокруг выглядит опрятно и уютно, рядом душевая. Один из пациентов смотрит в окно, откуда виднеется лес. Нарушать спокойствие не хочется. Пара кадров на память — и ретироваться.
«За время пандемии изменился подход к операциям. Длительная искусственная вентиляция легких чревата серьезными осложнениями для онкологических пациентов, поэтому мы откладываем операции по удалению доброкачественных новообразований. Такая практика существует сейчас во всем мире. Переносим на один-два месяца и в случае предопухолевых состояний. Те ситуации, когда риска для жизни нет. Здесь мы подходим индивидуально к каждому пациенту», — рассказывает представитель онкоцентра.
В амбулаторно-консультативном отделении, где время приема увеличилось на три часа во избежание очередей, ежедневно обследуется и консультируется около 600-800 человек. Химиотерапевтическое и радиологическое лечение получают по 200 онкобольных. В таких условиях возможность заражения нельзя исключить. Поэтому одним из временных нововведений является система взаимозаменяемости отделений.
«На базе минигоспиталя, который до недавнего времени оказывал услуги на хозрасчетной основе, было создано резервное отделение, а весь медицинский персонал переведен на вахтовый метод работы. — объясняет пресс-секретарь. — Если одно из отделений закрывается на карантин вместе с больными и персоналом, его начинает дублировать резервное, куда выходит вторая половина специалистов. Таким образом, мы не останавливаем поток плановых пациентов, который составляет до девяноста человек ежедневно».
Снизить риски получается и за счет телемедицины: дистанционные консультации ввели в онкоцентре почти сразу, как разгорелась пандемия. На официальном сайте действует личный кабинет, который хранит сведения о визитах и обследованиях пациента. Предусмотрен и дневник самонаблюдения, где можно фиксировать самочувствие. В назначенное время врач выходит на связь и консультирует в аудио- или видеоформате. Направления на обследования выдаются в электронной форме с цифровой подписью.
Некоторые удобства предусмотрели и для тех, кому личный визит в стационар необходим из-за химиотерапии и других процедур. Вместе с партнерами учреждение запустило бесплатные такси по маршруту «дом — онкоцентр — дом». Программа действовала все лето, когда Смольный сократил маршруты общественного транспорта из-за пандемии.
Меры, введенные онкоцентром, позволили сохранить медицинскую помощь на высоком уровне. Впрочем, как утверждают в учреждении, некоторые показатели все-так снизились по объективным причинам, например, хирургическая активность из-за переноса операций. Также сократилось число первичных пациентов в отделении химиотерапии.
«В будущем ожидаем всплеска онкозаболеваний», — предупреждает пресс-секретарь под конец прогулки.
Остается следить за тем, как перестроится клиника в условиях наплыва больных в посткоронавирусные времена.
Никита Строгов
«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.